индивидуума. Каждый человек рожден с самскарами из прошлых жизней. Один из методов покажется легким одному человеку, а другой метод — другому. Тут нет жёсткого правила.
П. Как нужно медитировать?
М. Что такое медитация? Она обычно понимается как концентрация на единственной мысли. Другие мысли в это время не допускаются. Эта единственная мысль также должна исчезнуть в надлежащее время. Цель —сознание, свободное от мыслей.
П. Как избавиться от эго?
М. Эго нужно остановить, для того чтобы избавиться от него. Удержите его сначала, а остальное будет лёгким.
П. Как его удержать?
М. Вы хотите сказать, что есть одно эго, дабы удержать другое эго или уничтожить его? Разве имеются два эго?
П. Как я должен молиться Богу?
М. Должно быть "Я", которое молится Богу. Это "Я", безусловно, является непосредственным и сокровенным, тогда как Бог не мыслится таким. Найдите то, что является наиболее сокровенным, а затем и всё остальное можно будет выяснить и молиться, если необходимо.
288Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
28919 ноября
581. Когда какой-нибудь ребёнок держит гто-либо из того, гто
родители хотят предложить Шри Бхагавану, они и просят ребён
ка предложить это Шри Бхагавану. Данный ребёнок выполнил ро
дительскую просьбу радостно. Шри Бхагаван заметил: Посмотрите
на это! Когда ребёнок может отдать какую-то вещь Богу [Цжеджа],
то это — тьяга, отречение. Посмотрите, какое влияние Джеджа
имеет также и на ребёнка! Каждый дар подразумевает беско
рыстность. В этом состоит всё содержание нишкама кармы (не
эгоистичного действия). Оно означает истинное отречение. Если
природа дарения развита, то она становится тъягой. Если что-
нибудь отдаётся добровольно, то это приносит радость и дающе
му и получателю. Если то же самое украдено, то здесь уже несчастье
для обоих. Дана, дхарма, нишкама карма являются все только
тьягой. Когда "моё" отброшено, это — гитта шуддхи (очищенный
ум). Когда "я" отброшено, это джняна. Когда природа дарения
развита, она завершается в джняне.
Немного позже один мальчик пришёл совершенно один, без сопровождения родителями. Он приехал из Ченгама на автобусе. Шри Бхагаван заметил: "Мальчик оставил своих родителей, чтобы прийти сюда. Это также пример тьяги".
21 и 22 ноября
582. Одному посетителю из Андхра-Прадеш Шри Бхагаван ска
зал: Если упорно следовать за желаниями, то они не будут испол
нены. Если же оставаться без желаний, то что-нибудь появится.
Нас нет в жене, детях, профессии и т. д., но они находятся в нас.
Они появляются