А т м а н а. Блаженство [Ананда] чувствуется в глубоком сне, после прекращения мыслей. Оно также проявляется и в других случаях, таких как любовь, радость и т. п., прийя, мода и прамода. Но все они являются видоизменениями ума [гитта вритти].
Когда человек идёт по улице, его ум полон мимолетных мыслей. Предположим, он проходит через базар, где продаются прекрасные плоды манго. Он любит манго и покупает их. Теперь он жаждет вкусить их. Поэтому он спешит домой, ест и чувствует себя счастливым. Когда мимолетные мысли дают дорогу удовольствию при виде манго, это прийя, когда плоды становятся его собственными, это удовольствие именуется мода; наконец, когда он ест их, удовольствие — это прамода. Все три вида удовольствия возникают благодаря исчезновению других мыслей.
С 3 по 6 ноября
567. Шри Бхагаван объяснил г-ну МакИверу первые несколько стихов Сад Видьи2 следующим образом:
1. Первый стих (Благословения)3 — это благоприятствующее на
чало. Тема всего произведения излагается здесь. Может ли знание
быть иным, нежели Бытие? Бытие есть сердцевина — Сердце. Как
тогда Высочайшее Бытие следует созерцать и восхвалять? Лишь ос
таваясь чистым Я. Это — благоприятное начало. Здесь говорится о
безатрибутивном Брахмане согласно методу знания [джняна марго].
2. Второй стих восхваляет Бога с атрибутами. В предшеству
ющем стихе упоминается бытие единым Я; в этом стихе — отдача
себя Господу всего.
Далее второй стих (Благословения)1 указывает: на 1) подготовленного читателя, 2) тему, 3) отношение и 4) его плод. Подготовленный читатель — тот, кто компетентен в этом материале. Компетентность же состоит в непривязанности к миру и желании быть освобожденным.
Все знают, что рано или поздно они должны умереть, но глубоко не обдумывают этот вопрос. У всех есть страх смерти; такой страх преходящ. Почему страшатся смерти? Из-за мысли "Я-есть-тело", отождествления с телом. Все полностью сознают, что тело умрёт и будет кремировано. Хорошо известно, что тело в смерти утрачивается. Вследствие отождествления с телом смерть страшна как утрата Себя. Рождение и смерть свойственны только телу, но они наложены на А т м а н, вызывая заблуждение, что рождение и смерть относятся к А т м а н у.
В усилии преодолеть рождение и смерть человек ищет Высшее Существо, спасающее его. Таким образом рождается вера и преданность Господу. Как почитать Его? Творение бессильно, а Творец всемогущ. Как приблизиться к Нему? Доверить себя Его заботе — единственное, что остаётся для него; всепоглощающая