Реальности. Это переживание может быть живым достаточно долго. И всё-таки старые васаны отвлекут его и поэтому Переживание будет утрачено. Такой человек должен продолжать свои усилия — размышление [манана] и сосредоточение на Я [нидидхъясана] — до тех пор, пока все те препятствия (васаны) не устранятся. Тогда он будет способен оставаться постоянно в Истинном Состоянии.
1 Воспоминания и дневники Аннамалая Свами, прямого ученика Шри Бхагавана, приведены в [19].
1 См. "Писания, книги и работы, упомянутые в тексте бесед", с. 434. См. также [5; 8, с. 96-97].
П. В чём разница между человеком, не делающем попыток и остающимся аджняни, и другим, который достигает некого проблеска и возвращается к аджняне?
М. В последнем случае какой-то стимул всегда присутствует, чтобы понуждать его к дальнейшим усилиям до тех пор, пока Осознание не станет совершенным.
П. Шрути говорят: Сакрит вибхатойям брахмалока (Это знание Брахмана воссияет однажды и навсегда).
М. Они здесь ссылаются на постоянное Осознание, а не на проблески.
П. Как получается, что человек забывает своё истинное переживание и отступает в неведение?
Шри Бхагаван проиллюстрировал это следующей историей.
Жил-был царь, который хорошо обходился со своими придворными. Один из министров добился его доверия и злоупотреблял своим влиянием на царя. Все другие министры и придворные были настроены к нему враждебно и задумали план избавления от него. Они отдали страже приказ не пускать этого человека во дворец. Царь заметил его отсутствие и спросил о нём. Ему сказали, что тот человек заболел и поэтому не может прийти во дворец. Для ухода за этим министром царь направил своего врача. Царю передавались ложные отчёты о том, что состояние министра временами улучшается, а иногда он сильно слабеет. Царь очень захотел увидеть больного. Но пандиты сказали, что такое действие противоречит дхарме. Позднее сообщили, что этот министр умер. Царь очень опечалился, когда услышал эту новость.
У того высокомерного министра были собственные шпионы, которые постоянно информировали его обо всём случившимся. Он старался одолеть остальных министров. Он ожидал, когда царь выйдет из дворца, чтобы самому предстать перед царём. Однажды он вскарабкался на дерево, спрятался среди ветвей и поджидал царя. Последнего вынесли ночью в паланкине, а прятавшийся министр спрыгнул вниз, оказавшись впереди паланкина, и прокричал, кто он такой. Придворный, сопровождающий царя, был равно изобретателен. Он сразу выхватил из кармана пригоршню