достаточно правильно; но где работа для ума в этом процессе?
П. Что я должен делать для этого?
М. Думать о Боге, конечно.
П. Может ли такая практика вызвать заболевание?
М. Может, но всё придёт в порядок само собой.
П. Я практиковал медитацию (дхьяну) четыре часа в день и сосредоточение взгляда в течение двух часов. Я заболел, и тогда друзья сказали, что это вызвано моей практикой. Поэтому я оставил дхьяну.
М. Всё уладится само собой.
П. Не лучше ли, когда взгляд глаз останавливается естественно?
М. Что вы имеете в виду?
П. Необходима ли практика, чтобы фиксировать взгляд, или лучше ничего не делать, и пусть это случится само собой?
М. Что такое практика, если не попытка сделать что-то естественным? Остановка взгляда становится естественной после долгой практики.
П. Пранаяма необходима?
М. Да. Она полезна.
П. Я не практиковал её. Но должен ли я выполнять её?
М. Всё будет в порядке при достаточной силе ума.
П. Как мне получить силу ума?
М. Пранаямой.
П. Необходимо ли также и регулирование пищи?
М. Оно, конечно, полезно.
П. Моё созерцание следует направлять на Бесконечность или на определённое ограниченное существо?
М. Что вы имеете в виду?
П. Могу ли я вместо этого созерцать Шри Кришну или Шри Раму?
М. Мышление [бхавана] предполагает кханду, т. е. разделение 1.
1 Шри Бхагаван косвенно даёт отрицательный ответ. Мышление — работа ума, и это — всё.
15 октября
529. В ходе беседы Шри Бхагаван сказал, что Тирунянасамбан-дар воспевал хвалу Шри Арунагале. Махарши также коснулся следующей истории:
Джнянасамбандар1 родился в ортодоксальной семье около 1500 лет назад. Когда ему было три года, отец взял его в храм в Шияли. Он оставил мальчика на берегу священного водоёма и пошёл совершить ритуальное омовение. Когда он погрузился в воду, мальчик, не найдя своего отца, начал кричать. Немедленно Шива и Парвати появились в небесной колеснице [вамана]. Шива попросил Парвати накормить мальчика её молоком. Поэтому она набрала молока в чашку и протянула мальчику. Тот выпил молоко и был счастлив.
Когда отец вышел из воды, он увидел улыбающегося мальчика и полоску молока вокруг его губ. Поэтому он спросил мальчика, что с ним случилось. Мальчик не ответил. Ему пригрозили, и мальчик запел песни. Это были гимны восхваления Шиве, который появился перед ним. Он пел: "О, Носящий серьги в ушах... Грабитель, который отнял у меня мой ум..."
Он стал, таким образом, одним из наиболее известных бхак-тов, и его очень почитали. Он вёл суровую и активную жизнь; паломником посетил некоторые