физическом плане. На каком плане вы пребываете во сне без сновидений?
П. Я думаю, что снова на физическом плане.
М. Вы говорите: "Я думаю". Это означает, что вы говорите это сейчас, когда бодрствуете. В любом случае вы допускаете, что существуете в глубоком сне. Не так ли?
П. Да, но я тогда не действую.
М. Итак, вы существовали в глубоком сне. Вы тот же самый человек, который сейчас продолжает существовать? Разве не так?
П. Да.
М. С той разницей, что во сне без сновидений вы не действовали. Вернее сказать, что при бодрствовании вы связаны со способностью мыслить и отделены от неё, когда крепко спите. Не так ли?
П. Да.
М. Тогда какова же ваша истинная природа? Она связана с мышлением или отделена от него?
П. Сейчас я понимаю. Но я не сознавал себя в глубоком сне.
М. Вы говорите так сейчас, а не во сне без сновидений. Или вы отрицаете своё бытие, само своё существование, в глубоком сне?
П. Нет.
М. Это равнозначно тому, что вы существуете в обоих состояниях. Абсолютное Бытие есть А т м а н, Я. Вы также сознаёте
250Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
251своё Существование, которое является также и сознанием [Cam и Чит]. Такова ваша подлинная природа.
П. Но мышление необходимо даже для Реализации.
М. Такое мышление имеет целью искоренение всякого мышления.
П. Из-за своего невежества я не осознаю Абсолютное Бытие-Сознание.
М. Кто есть этот "я"? Чьё неведение? Ответы на эти "вопросы сами докажут, что вы уже осознали Себя. Есть ли человек, отрицающий своё собственное существование? Или кто-то может сказать, что не существует в глубоком сне? Таким образом, чистое Бытие принимается. Это признание также подразумевает и сознание. Таким образом, все люди достигли осознания. Вообще нет невежественного человека.
П. Да, я понимаю. Но у меня остался маленький вопрос. В состоянии Реализации желания отсутствуют. Если человек не имеет желаний, то он перестаёт быть человеком.
М. Вы признаёте своё существование в глубоком сне. Вы тогда не действовали, не сознавали никакого грубого тела и не ограничивали себя этим телом. Поэтому вы не могли найти ничего отдельного от своего Я.
Теперь, в своём бодрствующем состоянии, вы продолжаете быть тем же самым Существованием с добавлением ограничений тела, которые заставляют вас видеть другие объекты. Отсюда возникает желание. Но состояние отсутствия желаний в глубоком сне не делало вас менее счастливым, чем сейчас. Вы не чувствовали никакого недостатка. Вы не сделали себя несчастным, не питая желаний. Но сейчас