авьякрита. Школа постепенного освобождения говорит, что искатель [упасака] идёт в область своего божества [Ишта Дэвата], которая является для него Брахмалокой. Души, проходящие во все другие миры, возвращаются, чтобы родиться снова. Но те, кто достигли Брахмало-ки, заново не рождаются. Более того, те, кто жаждут определенной локи (мира), могут при помощи надлежащих методов достичь желаемого, тогда как Брахмалока не может быть завоёвана до тех пор, пока в человеке остаётся какое-либо желание. Только отсутствие желаний дарует ему эту локу. Отсутствие у него желаний означает отсутствие стимула к перерождению.
Век Брахмы практически неизмерим. Считается, что божество, руководящее этой покой, имеет определённый период жизни. Когда оно уходит, его пока [мир] также растворяется. В то же самое время освобождаются и обитатели локи, независимо от различия типа их индивидуального сознания до Само-реализации.
Философия постепенного освобождения [крамамукти] возражает против идеи немедленного освобождения [садйомукти}, поскольку предполагает, что джняни должен потерять телесное сознание в тот момент, в который рассеивается неведение, но Мудрец продолжает жить в теле. Они спрашивают: "Как тело действует без ума?" Ответ тщательно разработан:
Знание [джняна] не является несовместимым с неведением [аджняна], потому что А т м а н в Его чистоте остаётся вместе с семенем неведения [аджняна биджа] в глубоком сне. Несовместимость возникает только в состояниях бодрствования и сновиде-
1 Они рассматривают вселенную состоящей из нескольких областей, из которых Брахмалока, мир Брахмана, — конечная область.
244Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
245 ний. Аджняна имеет два аспекта: аварам (сокрытие) и викшепа (множественность). Из них аварана означает покров, прячущий Истину. Она преобладает в глубоком сне. Множественность [викшепа] — это активность в разное время. Она порождает многообразие и преобладает в состояниях бодрствования и сновидений [джаграт и свата]. Если покров, т. е. аварана, поднят, то Истина воспринимается. Он поднят для джняни, и поэтому его причинное тело [карат шарира] прекращает существовать. Для него продолжается только одна викшепа. Но этот аспект влияет по-разному на невежественного и на джняни. Первый имеет все виды васан, т. е. он - делатель [картритва] и наслаждающийся [бхоктрит-ва], тогда как джняни перестал быть делателем [карта]. Таким образом, для него существует только один вид васан, который к тому же очень слаб