и т. д.
П. Бхагаван посвящает молчанием [мауна дикша], не так ли?
М. Да, это высочайшая форма дикши.
П. Она применима только для пути исследования [вигара марга]?
М. Все Пути [марги] захватываются вигара маргой.
П. Да, но если кто-то захочет практиковать их отдельно, то в таком случае она не будет применима. Это так?
М. Нет.
П. Предположим, что человек чувствует необходимость в таких помощниках достижения Реализации, которые принадлежат к добавочным Путям. Это может быть?
М. Да.
П. И тогда для этих людей будут необходимы другие дикши?
М. Да.
П. Отсюда возникает другой вопрос: пока я нахожусь у стоп Бхагавана, я не могу рассматриваться как правоверный христианин.
(Шри Бхагаван прервал, сказав, чmo это1 было сущностью христианства.)
П. Да, но не в глазах нынешних авторитетов Церкви. Поэтому я не могу больше искать помощи со стороны Церкви. Должен ли я оставить Бхагавана, чтобы искать кого-либо ещё?
М. Это надлежит решить вам.
(После паузы Шри Бхагаван сказал, чmo люди, прибывающие сюда, приводятся некой таинственной Силой, которая позаботится об их нуждах. На этом беседа практигески законги-лась.)
7 сентября
510. Г-н Т. К. С. Айяр загитал отрывок из книги, где говорилось о следующих пяти разлигных гастях внутреннего органа [ан-
тахкарана]:
1) сознание [улжш]; 2) ум [манас]; 3) интеллект [буддхи]; 4) память [гиттам]; 5) эго [аханкара].
Шри Бхагаван сказал: Обычно делят на четыре части. Пятая составляющая, уллам, была введена, чтобы деление соответствовало пяти таттвам (принципам) таким образом:
1. Уллам (сознание) — акаша (эфир): таттва, лежащая в протранстве от верхушки черепа до бровей.
2. Манас (мыслительная способность) — вайю (воздух): таттва, находящаяся в пространстве от бровей до горла.
3. Буддхи (интеллект) — агни (свет): таттва, расположенная в пространстве от горла до сердца.
4. Читта (память) — джала (вода): таттва, лежащая в пространстве от сердца до пупка.
5. Аханкара (эго) — притхви (земля): таттва, находящаяся в пространстве от пупка до копчика.
Уллам [сознание] есть, таким образом, чистый ум или ум в его чистом бытии, т. е. ум, избавленный от всех мыслей. Это эфир ума, отвечающий широкому пространству ума, не наполненного мыслями. Когда человек просыпается из глубокого сна, его голова поднята и в ней присутствует свет сознательного восприятия. Этот свет, который уже был в Сердце, затем отражается в мозгу и проявляется как сознание. Но оно не разделяется до тех пор, пока не вмешивается эго [аханкара]. В недифференцированном состоянии сознание является