многообразием, преодолевается радостью восприятия единства. Более того, царь может замаскироваться под слугу, но человек останется тот же.
П. Я не возражаю против различий, но притязания на превосходство обижают.
М. И между членами тела человека есть различия. Когда рука касается ноги, рука не оскверняется. Каждый орган выполняет свою функцию. Почему вы возражаете против различий?
П. Люди чувствуют несправедливость разделения на касты. Его следует искоренить.
М. Вы можете индивидуально прийти к состоянию, в котором такие разделения не воспринимаются, и быть счастливым. Как вы можете надеяться улучшить этот мир? Даже при всех стараниях, вы не сможете преуспеть в этом. Кавьякантха Ганапати Шастри предлагал инициировать неприкасаемых мантрами и сделать их брахманами. Но неприкасаемые не пришли, чтобы принять это предложение. Это показывает, что они сами страдают от комплекса неполноценности. Удалите сначала этот комплекс, а потом уже старайтесь исправить других.
Более того, зачем вы идёте туда, где такие различия соблюдаются, и причиняете себе страдания? Почему не поискать места, где они не соблюдаются, и не быть счастливым там?
Гандиджи также пытается осуществить равенство. Он также выступает против барьера комплекса неполноценности, причиняющего страдания низшим слоям. Он не может навязать свои взгляды другим. Он соблюдает ненасилие. Поэтому всё остаётся на своих местах.
П. Мы должны работать, чтобы стереть кастовые различия.
М. Тогда делайте это. Если вы преуспеете в мире, то тогда посмотрите, сохраняются ли различия в этом месте.
П. Именно здесь я хочу прежде всего осуществить реформу.
М. Почему вы так сильно напрягаетесь, чтобы произвести улучшения? Отправляйтесь в глубокий сон и посмотрите, есть ли там различия. Там вы уничтожаете различия без какого-либо усилия.
(Смех.)
24 августа
508. Чиновник индийской гражданской службы был в Холле несколько гасов. Он спросил: Может ли ахимса положить конец войнам в мире?
(Шри Бхагаван не ответил, это было время вегерней прогулки. На следующий день, когда кто-то другой повторил этот вопрос, Шри Бхагаван сказал, что вопрос содержит свой ответ. Огевидно, что в состоянии совершенной ахимсы войны быть не может.)
238Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
23926 августа
509. Г-н МакИвер говорил с Шри Бхагаваном. Темой беседы была дикша [посвящение].
Шри Бхагаван спросил: Что такое дикша?
(После паузы.)
М. Дикша бывает различного рода: словом, взглядом, прикосновением