бытия человека (Себя самого) будет невозможно. Реальность
означает как бытие, так и знание. Но оба они — одно и то же.
С другой стороны, если бы в Реальность входило только Бытие
[Cam] и не было бы также и Сознания [Чит], то такое Cam было
бы неодушевлённым [джада]. Для познания Реальности тогда
было бы нужно добавить иное Сознание [Чит], которое, однако,
не может отличаться от Бытия [С<ш], ибо оно должно существо
вать. Если считать Сознание [Чит] только Бытием [Cam], кото
рое не одушевлено, то тогда будет неодушевлённым и Сознание
[Чит], что абсурдно. Для познания Реальности потребовалось бы
добавить другое Сознание [Чит ], что тоже абсурдно.
Поэтому Бытие [Cam] и Сознание [Чит] — одно и то же.
22 августа
507. Член "Арья Самадж"2 из Бангалора, с компаньоном, посе
тил Шри Махарши. Он спросил: Какова польза от практики йоги?
Она приносит персональную пользу или всеобщее благо?
М. Йога означает соединение двух сущностей. Каковы они? Исследуйте. Польза или благо существуют по отношению к определенному центру. Какой это центр? Исследуйте.
1 Речь идёт о первом стихе Благословения к "Сорока стихам о Реально
сти (Улладу Нарпаду)":
"Можно ли сознавать Реальность, если Реальность не существует? Поскольку эта Реальность-Сознавание сама свободна от мыслей, существует как источник всех мыслей, её именуют Сердцем. Как познать её? Пребывать как она (без мысли) в Сердце — значит познать Её". См. также [5; 8, с. 137; 418—419] и с. 434 настоящего издания.
2 Религиозно-реформаторское общество в индуизме, возникшее в 1875 году.
П. Должны ли быть различия между кастами?
М. Кто видит эти различия? Найдите его.
П. Я вижу, что они соблюдаются в этом Ашраме. Возможно, что другие соблюдают их здесь без одобрения Шри Бхагавана.
М. Кто вы, говорящий о других и т. п.? Вы замечаете других и т. п. в своём глубоком сне [сушупти]?
П. Я — индивидуальность, находящаяся здесь. В глубоком сне я не могу видеть других, но вижу их сейчас.
М. Нет сомнений, что вы видите. Но тот, кто видит сейчас и тот, кто не видел во сне без сновидений, является только вами — тем же самым человеком. Почему вы замечаете различия сейчас и обеспокоены этим? Будьте таким, каким были в глубоком сне.
П. Так не получится. Я вижу различия сейчас, тогда как в глубоком сне не вижу их. Это не изменяет того, что происходит.
М. Существуют ли объекты в отсутствие субъекта?
П. Их существование от субъекта не зависит.
М. Это вы говорите, что они существуют, или они приходят и объявляют вам об этом?
П. Я знаю, что они существуют.
М. Тогда это лишь