[буддхи], хорошего или плохого. Вопрос, следовательно, не возникает.
П. Но тем не менее человек должен знать, чтб правильно, правильные вещи, выбрать правильный путь, практиковать правильную дхарму и стойко держаться её. Иначе он пропащий человек.
М. Истинная сила увеличивается, когда человек держится правильного направления, не сворачивая с него.
П. Встречаются трудности. Как человеку обрести силу, необходимую для преодоления препятствий, которые преграждают ему путь?
М. Преданностью и общением с мудрецами.
П. Сначала в качестве предварительного условия для мокши упоминалась потеря индивидуальности. Теперь в качестве методов советуются преданность и связь с мудрыми. Разве в них не подразумевается индивидуальность, например в представлениях: "Я — преданный [бхакта]", "Я — сат-санги [тот, кто пребывает в обществе мудреца]"?
М. Метод указывался для духовного искателя, который ещё не утратил полностью своё отдельное бытие. Иначе этот вопрос не был бы поднят. Этот метод служит утрате отдельного бытия искателя. С этой точки зрения он уместен.
П. Является ли желание политической независимости [сварадж] правильным?
М. Такое желание, несомненно, идёт от личных интересов. Однако практическая работа для этой цели постепенно расширяет воззрения так, что индивидуальность становится погружённой в страну. Такое погружение индивидуальности желательно, и связанная с этим карма является неэгоистичной [нишкама].
230Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
231П. Если сварадж достигнут после долгой борьбы и ужасных жертв, разве не будет оправдано удовлетвориться результатом и прийти в восторг от него?
М. В ходе своей работы человек обязан отдать себя Высшей Силе, чья Мощь должна удерживаться в уме и никогда не выходить из поля зрения. Как тогда он может ликовать? Ему не следует даже заботиться о результате своих действий. Только в этом случае карма становится неэгоистичной.
П. Как достичь непогрешимой высокой нравственности в работе?
М. Если работник отдал себя Богу или Гуру, то Сила, которой он покорился, поведёт его правильным курсом. Ему больше не нужно беспокоиться о нравственности или о чём-то ином этого курса. Сомнение возникнет только, если он не будет слушаться Учителя во всех деталях.
П. Есть ли на земле какая-нибудь Сила, которая может даровать Милость Своим преданным так, чтобы они могли вырасти сильными, работающими для страны, и добиться свараджа?
(Шри Махарши оставался безмолвным. Позже Он сказал, что