лежит за субъектом и объектом. Когда Я осознано, места для сомнений не будет.
"Бхидъяте хридайягрантхи гхидьянте сарвасамсайях".
"Разрубается узел Сердца, рассеиваются все сомнения2". Именно это называется пратъякшей (прямым переживанием), а не то, что вы о ней думаете. Только разрушение неведения [авидъя наша} — Само-реализация. "Само-реализация" есть лишь термин для упо-
1 "Только джняна — (истинный) глаз".
2 Мундака упанишада (II, 2, 9).
требления в миру [оупагарика]. "Само-реализация" — лишь более мягкое выражение (эвфемизм) для того, что именуют "разрушение неведения".
12 июля
501. Молодой геловек из Майсура спросил'. Как я получил это тело?
М. Вы говорите "Я" и "тело". Между ними двумя имеется определённая связь. Поэтому вы не являетесь телом. Вопрос не в теле, потому что оно само по себе инертно, бессознательно. Есть период, когда вы не сознаёте тело — именно в глубоком сне. Тогда этот вопрос не поднимается. Тем не менее вы в глубоком сне существуете. Для кого же он возникает сейчас?
П. Для эго.
М. Да. Тело и эго поднимаются вместе и убывают вместе. Есть случай, когда вы не связаны с эго — в глубоком сне. Сейчас (при бодрствовании) вы связаны с эго. Какое из этих двух состояний является вашим истинным состоянием? Вы присутствуете во сне без сновидений, и тот же самый "вы" присутствует сейчас. Почему сомнение возникает теперь, а не тогда? Вы правильно говорите, что вопрос возник для эго. Вы — не эго. Эго — промежуточное звено между Я и телом. Вы — Я, А т м а н. Найдите источник эго и посмотрите, сохранится ли тогда сомнение.
Через нескольких минут Шри Бхагаван добавил: Ответ, согласно шастрам, состоит в том, что тело существует благодаря карме. Встаёт вопрос: как возникла карма? Мы должны сказать: "Из предыдущего тела" и так до бесконечности. Прямой атакующий ответ не должен зависеть от невидимых гипотез (теории кармы), и он состоит в том, чтобы спросить: "Чья это карма? Чьё тело?" Поэтому я и отвечаю таким образом. Такой подход более полезен.
14—16 августа
502. Шри Раджендра Прасад, Шри Джамналал Баджадж и другие посетили Шри Махарши.
16~го августа Шри Джамналал Баджадж задал следующие вопросы: Как уму стойко держаться правильного?
228Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
229 М. Все живые существа сознают своё окружение, и поэтому у всех них можно предполагать наличие интеллекта. В то же самое время имеется различие между интеллектом человека и интеллектом других животных, потому что человек не только видит мир, каким он является, и поступает