что-либо объективное, путь можно показать объективно. Этот путь субъективен.
П. Но я не понимаю.
М. Что! Вы не понимаете, что вы ЕСТЬ?
П. Пожалуйста, укажите мне путь.
М. Есть ли необходимость показывать дорогу в глубинах вашего собственного дома? Путь внутри вас.
П. Но что Вы посоветуете мне делать?
М. Почему вам следует что-либо делать и что вы должны делать? Просто оставайтесь в покое. Почему не пребывать в нём? Каждый должен выбирать практику, отвечающую степени своего развития.
П. Пожалуйста, скажите мне, что подходит для меня. Я хочу услышать Ваш ответ.
(Нет ответа.)
487. Молодая женщина, англиганка, пришла сюда, одетая в мусульманское сари. Она, огевидно, была в северной Индии и встретила д-ра Г. X. Мииса.
Шри Бхагаван загитал стихотворение "Черное солнце" из ежегодного номера журнала "The Vision" (Видение), написанное Свами Бхаратанандой1.
Спустя нескольких минут мисс Дж. спросила: Из стихотворения понятно, что медитацию следует продолжать до погружения в состояние сознания. Вы думаете, это правильно?
М. Да.
П. Я продолжаю и спрашиваю: Правильно ли, что посредством сознательной воли следует входить в то состояние, из которого нет возврата?
(Нет ответа. Звон обеденного колокола.)
Днём:
П. Какова цель Само-реализации?
М. Само-реализация — конечная цель, и она есть конец сам по себе.
П. Я спрашиваю, в чём польза Само-реализации?
М. Зачем вам нужно искать Само-реализацию? Почему не остаться удовлетворённой своим нынешним состоянием? Очевидно, что вы им не удовлетворены. Эта неудовлетворённость придёт к концу, если вы осознаете Себя.
1 Свами Бхаратананда — имя, которое Морис Фридман, составитель "Евангелия Махарши" (см. [1, с. 41-115]), получил, когда принял санньясу от Свами Рамдаса.
210Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
211П. В чём состоит та Само-реализация, которая устраняет неудовлетворённость? Я нахожусь в этом мире, а в нём идут войны. Может ли Само-реализация положить им конец?
М. Вы находитесь в мире? Или мир находится в вас?
П. Я не понимаю. Мир определённо вокруг меня.
М. Вы говорите о мире и происходящем в нём. Всё это лишь ваши представления, находящиеся в уме. Ум — внутри вас. И поэтому этот мир тоже внутри вас.
П. Я Вас не понимаю. Даже если я не думаю о мире, он всё ещё здесь.
М. Вы хотите сказать, что мир отделён от ума и может существовать в его отсутствие?
П. Да.
М. Существует ли мир во время вашего глубокого сна?
П. Да, он существует.
М. Вы видите его во сне без сновидений?
П. Нет. Я не вижу. Но другие, те, кто бодрствуют,