ниродха [контроль] бесполезен и не может быть непреходящим благом.
Как же тогда благо может быть сделано непреходящим? Нахождением причины страдания, которое вызвано восприятием объектов. Если их нет, то случайных мыслей не будет, и поэтому страдание устраняется. "Каким образом объекты прекратят существовать?" — это уже следующий вопрос. Шрути [Писания] и Мудрецы говорят, тго объекты — просто творения ума, не имеющие самостоятельного существования. Исследуйте этот вопрос и убедитесь в истинно-ли последнего утверждения. Результатом будет вывод, что объективный мир находится в субъективном сознании. Таким образом, А т м а н — единственная реальность, которая пронизывает мир, а гакже окутывает его. Ввиду отсутствия двойственности, мысли не возникнут и не нарушат ваш покой. Это есть Само-реализация. А т м а н вечен, и Его Реализация также вечна.
208Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
209В ходе этого разговора Шри Бхагаван разъяснил некоторые пункты:
Абхьяса заключается в уходе внутрь Себя каждый раз, когда вы обеспокоены мыслью. Это не концентрация или разрушение ума, а уход внутрь Себя, в А т м а н.
Дхьяна, бхакти, джапа и т. д. помогают уйти от множественности мыслей. Преобладает единственная мысль, которая тоже в конце концов растворяется в А т м а н е.
Собеседник привёл цитату о том, что ум, лишённый идей, равносилен Реализации, и спрашивал, каково переживание в этом состоянии. Он сам зачитал отрывок из книги г-на Брайтона, в котором говорится, что это состояние неописуемо. Здесь уже был ответ. Он всё-таки отваживается утверждать, что оно должно напоминать взгляд через чистое стекло, в противоположность нынешнему переживанию, отвечающему взгляду в зеркало.
Шри Бхагаван сказал, что это тот случай, когда одно зеркало поставлено перед другим "чистым" зеркалом, а, значит, никакие отражения не возникают.
2 мая
486. Г-н Ганапатрам: Как мне найти "Кто я?"
М. Есть ли два "я", чтобы одно могло искать другое?
П. Истинная природа (Я, А т м а н) должна быть только одной, состоящей из двух аспектов: "Я" и санкалъпы (т. е. мыслящего и мысли).
Через некоторое время он продолжил: Пожалуйста, скажите, как мне познать "Я". Должен ли я выполнять джапу "Кто я?"
М. Никакая джапа подобного рода не нужна.
П. Должен ли я думать "Кто я?"
М. Вы уже знаете, как бьёт ключом "я"-мысль. Прилепитесь к ней и найдите её источник [мула].
П. Могу я узнать путь к этой цели?
М. Следуйте только что услышанному — и увидите.
П. Я не понимаю, что надо делать.
М. Если есть