очищением нади; затем пробуждается кундалини, которая, как утверждают, поднимается из копчика в голову. После этого йогину советуется — в качестве решающего шага - спуститься в Сердце.
Веды говорят: "Сердце подобно лотосу, обращённому вниз, или бутону подорожника".
"Там находится яркое пятнышко, не больше атома, подобное кончику зерна риса".
"Это пятнышко напоминает пламя, и в его центре расположен трансцендентальный Брахман"1. Какое это Сердце? Является ли телесным органом? Если так, то физиологи знают больше всех.
В Упанишадах Сердце толкуется как хридаям, что означает: "Это (есть) центр". То есть отсюда ум поднимается и сюда он опускается. Здесь местонахождение Реализации. Когда я говорю, что это — А т м а н, Я, люди представляют, что оно находится внутри тела. Когда я спрашиваю, где Я остаётся в глубоком сне, они, похоже, думают, что Оно — внутри тела, но не воспринимает тело и его окружение, словно человек в темной комнате. Таким людям необходимо говорить, что место Реализации находится где-то внутри тела. Имя этого центра — Сердце, но его путают с сердечным органом.
Когда человек видит сны, он создаёт себя (т. е. ахамкару, видящего) и своё окружение. Все они затем вбираются в себя. Единый с наблюдателем становится многим. Подобно этому и в бодрствующем состоянии единый становится многим. Объективный мир является на самом деле субъективным. Какой-нибудь астроном открывает новую звезду на гигантском расстоянии и заявляет, что свет идёт тысячи лет, чтобы достичь Земли. Хорошо, но где находится эта звезда в действительности? Разве она не в наблюдателе? Но люди удивляются, как такое огромное небесное тело, большее, чем солнце, и такое далёкое, может поместиться в клетках мозга человека. Пространство, размеры и сам этот парадокс — все они находятся лишь в уме. Как они существуют там? Так как вы начинаете воспринимать их, то должны допустить присутствие света, который освещает их. Эти мысли отсутствуют в глубоком сне, но появляются при бодрствовании. Поэтому этот свет преходящ, имеет начало и конец. Сознание Я постоянно и непрерывно. Поэтому оно не может быть тем вышеупомянутым светом, который не таков и не имеет независимого существования. Следовательно, последний должен быть отражённым светом [абхаса]. Свет в мозгу является, таким образом, отражённым знанием [абхаса сам-вит] или отражённым бытием [абхаса cam]. Истинное знание [Самвит], или Бытие [Cam], находится в центре, называемом Сер-
1 Шри Бхагаван цитирует отрывок из Ригведы, Нараяна Суктам.