знание приходит после исследования, которое заканчивается отдачей себя.
П. Знание Высочайшего Бытия приходит после выхода за пределы индивидуального "я". Это — джняна. Где же тогда необходимость в отдаче?
М. Именно так. Нет никакой разницы между джняной и отдачей. (Улыбка.)
П. Как тогда удовлетворить спрашивающего? Остаётся единственный выбор — общение с мудрым [сат-санг] или преданность Богу [Ишвара бхакти].
М. (улыбаясь). Да.
21 февраля
463. В ходе беседы Шри Бхагаван высоко оценил служение
Паланисвами и Айясвами — Своих прежних служителей.
Он сказал, что они установили в саду две грубые платформы, которые занимал Он Сам и Паланисвами и которые были очень удобны. Они были сделаны из соломы и бамбуковых матов и были даже более удобными, чем кушетка, находящаяся здесь. Паланисвами обычно проходил по тропинке между рядами колючих груш, чтобы каждый вечер приносить из Килнатхура пищу, получаемую как подаяние. Хотя Шри Бхагаван и протестовал, Паланисвами упорно продолжал делать это. Он был лишён жадности или любого рода привязанности. Он заработал немного денег, помогая улаживать споры и ссоры, и оставил свои небольшие сбережения у кого-то в городе, чтобы брать их в случае необходимости. Ему предложили удобное жилище в его родной деревне, от которого он отказался и продолжал жить с Шри Бхагаваном до самого конца.
Айясвами в прошлом работал под началом европейца в Южной Африке и был чистым, деятельным и способным. Он мог бы управиться даже с десятью ашрамами одновременно. Он также был свободен от какой-либо привязанности или жадности. Он был предан Паланисвами, даже любил его. Он был более одарён, чем другие.
Аннамалай1 сначала посещал Махарши в пещере Вирупакша; потом он ушел в Ковилур и изучал некоторые тамильские священные тексты. Он вернулся в Скандашрам, где умер в январе 1922 года на своем 29-м году. К тому времени он сочинил 36 строф на тамили, исполненных выразительности и пыла.
(Затем Шри Бхагаван прогёл их вслух и кратко объяснил смысл прогитанного.)
S марта
464. Был загитан отрывок из Аруначала Махатмия (Слава Ару-
нагалы). В нём говорилось о Пангуни (хромом мудреце), который
1 Арни Аннамалай Свами, тёзка известного ныне по книге Дэвида Годмана [19] прямого ученика Махарши. Аннамалай, о котором здесь говорит Шри Бхагаван, служил Ему два года в Скандашраме, сразу после Айясвами. Он умер от чумы. Кунжусвами упоминает его в своей книге воспоминаний [22, с. 176].
182Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
183 восстановил