субъекта и объекта, вызванная возникновением мыслей. Поэтому они1 являются вашими мысленными творениями.
П. Но этот мир существует и во время моего глубокого сна, хотя я его не воспринимаю.
М. Что доказывает его существование?
П. Другие воспринимают его.
М. Они говорят вам это в глубоком сне или когда вы стали воспринимать других, которые видят этот мир в период вашего сна без сновидений?
П. Нет, но Бог всегда сознаёт.
М. Оставьте Бога в покое. Говорите о себе. Вы не знаете Бога. Он есть лишь то, что вы думаете о Нём. Разве Он отделён от вас? Он — то Чистое Сознание, в котором формируются все представления. Вы есть то Сознание.
10 февраля
454. Г-жа Дхар: Шри Бхагаван советует практиковать исследование, даже когда человек погружён во внешнюю деятельность. Завершение такого исследования — осознание Себя, А т м а н а, и в результате дыхание должно остановиться. Если дыхание остановится, то как будет продолжаться работа или, другими словами, как остановить дыхание, если человек работает?
М. Здесь средства [садхана] принимаются за цель [садхья]. Кто проводит исследование? Устремлённый, а не тот, кто уже достиг [сиддха]. Исследование означает, что исследователь рассматривает себя отделённым от исследования.
1 Ишвара и вселенная.
174Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
175До тех пор пока эта двойственность длится, должно продолжаться и исследование, т. е. пока индивидуальность не исчезнет и Я не осознано только как вечное Бытие (включающее в себя исследование и исследователя).
Истина в том, что А т м а н, Я, — это постоянное и непрерывное Сознавание. Цель исследования в том, чтобы найти истинную природу А т м а н а, Себя, Я как Сознавания. Пусть человек практикует само-исследование (атма-вигару) до тех пор, пока воспринимается отделённость.
Если происходит Реализация, то далее нет необходимости в исследовании. Вопрос ("Кто я?") также не будет возникать. Может ли сознавание когда-либо подумать о вопросе: "Кто сознаёт?" Сознательное восприятие остаётся чистым и прямым.
Исследователь отдаёт себе отчёт в собственной индивидуальности. Исследование не стоит на пути его индивидуального со-знавания; внешняя работа также не мешает такому сознаванию. Если работа, представляющаяся внешней, не препятствует индивидуальному сознаванию, то будет ли работа, осознаваемая не отделённой от А т м а н а, Я, препятствовать непрерывному Сознаванию А т м а н а, который есть Один-без-второго и который не есть некий индивидуум, отделённый от работы?