быть субъектом иллюзии? Может ли он тогда говорить о степенях иллюзии?
При демонстрации кинофильма по экрану проплывают сцены. Кажется, что огонь дотла сжигает здания, а вода топит корабли. Но экран, на который проецируются эти картины, остаётся без пятен от ожогов и сухим. Почему?
1 Sastri, К. (1931, 1936), Sat-Darshana Bhashya, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam. Работа Капали Шастри — комментарий на Сат-Даршанам (вольный перевод на санскрит Улладу Нарпаду — произведения, написанного Шри Бхагаваном на тамили, который выполнил Кавьякантха Ганапати Муни), предваряемый записью некоторых диалогов Капали Шастри с Махарши. См. также с. 436 настоящего издания.
158Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
159Потому что картины нереальны, а экран реален.
Еще пример: отражения проходят через зеркало, но зеркало никоим образом не затрагивается качеством или количеством отражённого в нём.
Итак, мир — это феномен на единственной Реальности, которая никоим образом им не затрагивается. Реальность только одна.
Дискуссия об иллюзии вызвана различием в точках зрения. Измените свою точку зрения до точки зрения джняны, и тогда вы обнаружите, что вселенная является только Брахманом. Будучи сейчас в мире, вы видите этот мир как таковой. Выйдите за его пределы, и такое видение исчезнет: будет сиять только Реальность.
447. Шри Бхагаван сказал, гто святой Номах Шивайя, кото
рый прежде жил на Арунагале, должен был испытать большие труд
ности. Ибо он пел песнь со словами:
"Бог проверяет преданного посредством жестоких суровых испытаний. Стирающий бьёт белье о камень, но не для того, чтобы рвать его, а чтобы только удалить грязь".
25 января
448. ДОСЛОВНЫЙ ПЕРЕВОД РАБОТЫ НАМДЭВА
"ФИЛОСОФИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ИМЕНИ"
1. Имя плотно заполняет небеса, нижайшие области и вселенную
в целом. Кто может сказать, до каких глубин в нижних облас
тях и до какой высоты в небесах оно простирается? Невеже
ственный испытывает 84 лакха (8,4 миллиона) видов рожде
ний, не зная сущности вещей. Намдэв говорит, что Имя бес
смертно. Формы бесчисленны, но Имя — всё это.
2. Имя само по себе есть форма; и форма сама есть Имя. Нет
разницы между Именем и формой. Бог стал проявленным и
принял Имя и форму. С тех пор Имя установило Веды. Знай,
что нет мантры лучше Имени. Те, кто говорят иначе, — неве
жественны. Намдэв говорит, что Имя — Сам Кёшава [Бог]. Это
известно только преданным, возлюбившим Господа.
3. Пронизывающая всё природа Имени может быть понята толь
ко тогда, когда человек узнал свое "Я". Когда свое собственное
имя