443. Посетитель спросил: Пример с зеркалом относится толь-
'ко к чувству зрения. Но мир воспринимается и другими чувства
ми тоже. Может ли нереальность быть обоснована так же хорошо
и по отношению к другим чувствам?
М. Изображение на экране кинематографа даёт возможность наблюдать весь мир. Какова реальность позади субъекта и объекта в том же самом показе? Иллюзорное существо наблюдает иллюзорный мир.
П. Но я — свидетель показа.
М. Конечно, это так. Вы и мир так же реальны, как фигуры кинематографа и мир кинематографа.
444. Посетитель-адвокат: Ум получает знание об этом мире
при помощи чувств. Когда чувства активны, человек не может не
чувствовать существования мира. Как карма-йога может принести
какую-либо пользу для чистого знания?
М. Мир воспринимается умом посредством чувств. Он — в уме. Наблюдатель видит ум и чувства, находящимися внутри А т м а н а, а не вне Его. Деятель, оставаясь незатронутым действиями, становится всё более чистым, пока, наконец, он не осознает Себя, А т м а н а.
9 января
445. Объясняя строфу в Акшараманамалай1, Шри Бхагаван сказал, гто Молгание [мауна] — высогайшая форма духовного наставления [упадеша]. Это "Тишина" какугителя, так иугеника — того, кто практикует. Три санньясина, которые посещали Шри Бхага-вана, нагали дискуссию.
П. Если человек пребывает в покое, как будет продолжаться действие? Как тогда возможна карма-йога?
М. Давайте сначала поймем, чем является карма, чья это карма и кто является делающим. Анализируя эти понятия и занимаясь поиском их сути, человек по необходимости принужден оставаться как А т м а н, в покое. Тем не менее действия будут продолжаться.
П. Как действия будут продолжаться, если я не действую?
1 Или Арунагала Акшара Маш Малай (Свадебная гирлянда посланий Аруначале). См. [5; 8, с. 159-169].
156Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
157М. Кто задает этот вопрос? А т м а н или нечто другое? Разве А т м а н занят действиями?
П. Нет, не А т м а н. Нечто другое, отличное от А т м а н а.
М. Итак, ясно, что А т м а н не связан с действиями и этот вопрос не возникает.
П. Я согласен.
Другой (санньясин) спросил: Каково состояние освобождённого человека? Разве он не действует?
М. Этот вопрос подразумевает, что спрашивающий — не освобождённый человек. Почему вы должны интересоваться другим? Ваш долг — смотреть на себя, а не спрашивать о других.
П. Священные писания представляют Освобождённого в качестве идеала.
М. Конечно. Он — идеал. Но вы должны осознать Себя. Даже если его состояние