Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

следует продолжать исследование. Если удалось утвердиться в нём, то дальше беспокоиться незачем".

Беседы 1938 года

151

3 января

439. П. Рама спрашивает (мудреца Васиштху): "Брахман — чистое Бытие, как же тогда майя может возникнуть из Него, а также скрывать Его?" Васиштха отвечает: "В чистом уме, соединённом с сильным бесстрастием, этот вопрос не возникнет". Конечно, в философии адвайты (недуализма) не может быть места для дживы, Ишвары и майи. Когда человек погрузится в А т м а н, васаны [скрытые склонности] полностью исчезнут, не оставляя места для такого вопроса.

М. Ответы будут соответствовать уровню развития искателя. Во второй главе Гиты сказано, что никто не рождается и не умирает, но в четвертой главе Шри Кришна говорит, что были различные воплощения Его и Арджуны, все они известны Ему, но не Арджуне. Какое из этих положений истинно? Оба положения истинны, но с различных точек зрения. Сейчас задан вопрос: "Как джива может возникнуть из А т м а н а?" Я должен ответить. Познайте только ваше истинное Бытие, и тогда вы этот вопрос не поднимете.

Почему человек должен рассматривать себя отдельным? Кем он был до рождения или кем он будет после смерти? Зачем тратить время на такие дискуссии? Какова ваша форма в глубоком сне? Почему вы рассматриваете себя индивидуумом?

П. Моя форма остаётся тонкой в глубоком сне.

М. Каково действие, такова и причина. Каково дерево, таково и семя. Всё дерево содержится в семени, которое затем проявится как дерево. Развитое дерево может иметь основание, которое мы называем майя. На самом деле нет ни дерева, ни семени. Есть только Бытие.

П. Васанакшайя [полное прекращение всех предрасположен-ностей] — Мано наша [уничтожение ума] — Атма-сакшаткара [Реализация ATM а на]. Они выглядят взаимозависимыми.

М. Эти различные выражения имеют только одно значение. Они отличаются в соответствии со стадией развития человека. Бе'сстрастие, Реализация — всё это означает одно и то же; также

выражение "практика и бесстрастие". Почему практика? Потому что видоизменения ума однажды утихают, а затем возвращаются вновь; снова утихают и поднимаются и так далее.

П, Не имеющая начала склонность заставляет человека поступать неправильно. Без джняны эта склонность исчезнуть не может. Но джняна выглядит почти невозможной. Одно искупление (вины) не может уничтожить всю карму, ибо как много искупления потребуется! Посмотрите, где мы! Всё выглядит сложным, даже невозможным. Общение с мудрым представляется единственным лекарством от