жизнь и пропадают втуне.
МИНИ-СЕМИНАР
В процессе чтения этой книги вы неоднократно должны будете выполнить какие-то задания самостоятельно. Такие упражнения помогут вам закрепить ту информацию, которую вы почерпнете в главах книги, соотнести ее со своей жизнью и оценить, на что вы способны. Желательно, чтобы вы проделали максимальное количество из предложенных упражнений.
Как вы оцениваете свой творческий уровень в настоящий момент? Закройте глаза и поразмышляйте о своей жизни начиная с детства. Постарайтесь вспомнить те мгновения, когда вы по-настоящему занимались творчеством.
Думаю, вы наверняка сможете вспомнить потрясающие — ваши собственные — творческие достижения. Большая картонная коробка, которая однажды превратилась в прекрасный
1Здворец... Замысловатая балетная постановка... Снежная крепость, которую вы сами построили и которая в воображении превратилась в настоящий средневековый замок... Возможно, вы даже почувствуете отчетливое покалывание в кончиках пальцев: вот перед вами лежит чистый лист бумаги, такой интригующе белый и гладкий, или кусок пластилина, из которого вы вылепите куличик или червяка с вдохновением Родена или Микеланджело...
Вспомните мгновения собственного творческого порыва. Чувствуете ли вы и сейчас такую же потребность творить? Вы все так же, как и в детстве, увлечены жизнью? Все так же любопытны? Вам нравится экспериментировать и играть? Все так же любите приключения и забавы?
К сожалению, почти все мы приходим к одному и тому же результату: наш творческий уровень заметно снизился. Мало кто из нас может похвастаться той же любовью к творчеству, которая отличала нас в детстве и юности. Взрослые сдерживают свое воображение и тягу к экспериментам и исследованиям. Мы больше не испытываем, как в юности, радости от своей любознательности. Нам не интересно лазать по деревьям, скучно строить замки из песка...
Однако не все потеряно! Вы можете вновь проникнуться духом творчества, если освоите некоторые специальные методики. Моя книга научит вас этому.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. В младенчестве мы жадно исследовали окружающий нас мир, наслаждались цветом, светом, движением и звуком. Мы стремились схватить и попробовать на вкус все, что попадалось нам на глаза. Целые дни мы проводили, в упоении играя и экспериментируя с игрушками, окружающими нас вещами и явлениями природы — дождем, песком, глиной... Маленькие дети — прирожденные строители, художники, ремесленники, поэты и музыканты.
14Но уже в ранние годы жизни мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования. Мы сидим рядком вместе с двадцатью или тридцатью соучениками. От нас требуют неукоснительного подчинения правилам, заставляют выполнять процедуры, большинство из которых непосредственно направлены на подавление творческого мышления. В процессе обучения мы чаще всего зубрим — о творческом осмыслении стоящих перед нами задач и речи не ведется. Переходя из класса в класс, а затем с курса на курс, мы все реже упражняем свои творческие способности, и со временем они атрофируются.
Вспомните свой первый день в детском саду. Скорее всего, вы получили коробочку мелков (а может быть, даже большую коробку с шестьюдесятью четырьмя цветами), которая радовала глаз разнообразием цветов — там был золотой, нежно-розовый и — о, чудо! — переливающийся разными красками... Куда же подевались все эти цвета через какие-то двенадцать лет? Мы вступаем во взрослую жизнь с грошовой одноразовой шариковой ручкой в кармане. Бесконечные возможности шестидесяти четырех цветов усыхают и сжимаются до стандартного уныло-серого, а вместе с ними уходят в небытие и воображение, и удивление, и благоговение. Мне кажется, что это — сильная метафора изменения наших творческих способностей по мере взросления.
Я имел возможность убедиться, как система образования убивает творческие способности, на примере моего сына Кристофера. Как-то на родительском собрании в детском саду, куда ходил Кристофер, мы с женой с удивлением услышали, что наш «процветающий художник и мастер по росписи холодильников» получает неудовлетворительные оценки по рисованию. Мы были потрясены. Как может ребенок — любой, не только наш — получить плохую оценку по рисованию в таком возрасте?! Воспитательница объяснила нам, что он отказывается раскрашивать картинки строго по границам нанесенных контуров,
15 а это умение является утвержденным