Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

профессия сильным сторонам вашей личности? Каковы ваши увлечения и как они соотносятся с различными типами мышления?

Скажите, если бы вы могли поднять у себя уровень только одного из типов мышления, из тех, что считаете своим слабым местом, то какой бы вы выбрали?

Овладейте tft/Хйм, тво^чес^Ява

Все сказанное в этой главе сводится к тому, чтобы помочь вам распознать и устранить те страхи и ложные представления о творчестве, которые берут начало из

29

стереотипов, предрассудков и чужих мнений. Чем в большей степени вы освободитесь от внешних ограничений, тем скорее вы поймете, что единственным истинным источником творчества является ваша собственная личность. Ваши творческие способности произрастают из уникальной смеси личных качеств и различных типов мышления, которые и определяют вашу индивидуальность. Для того чтобы сделать свою жизнь более творческой, нужно немедленно начать питать и развивать свой творческий дух.

Что мы понимаем под творческим духом9 Мы уже поняли, что творчество зависит не только от ваших интеллектуальных способностей или конкретных навыков — например, музыкальных или атлетических. Однако это отнюдь не означает, что творческий дух нельзя оценить, нельзя воспитать, равно как и не означает, что невозможно узнать, какие именно качества в наибольшей степени способствуют творчеству. По моему мнению, существуют четыре основных элемента, из которых и складывается творческий дух. Я называю их Я.Д.Р.О. — то есть сердцевиной духа творчества .

В отличие от способности поставить балетный спектакль или решить задачу по физике, эти качества присущи каждому человеку. Без этих качеств жить творческой жизнью трудно — даже, можно сказать, невозможно.

Давайте посмотрим, как каждое из этих качеств поддерживает огонь творчества.

30

^^кн^ознсипельнас^пь: сила воп/госа

Творческому духу прежде всего свойственна любознательность. Без интереса к тому, что происходит в мире, как и почему работает то или иное устройство, какие вокруг властвуют законы природы и идеи, нет стимула к творчеству.

Любознательность заставляет человека исследовать область за областью и искать все новые и новые пути исследования. Любознательность побуждает изобретать, экспериментировать, строить. Чарльз Хэнди в своей книге «Неблагоразумный возраст» замечает: «Необходимость может быть матерью изобретения, а любознательность — матерью открытия».

В детстве мы были страшно любопытны. Мы спрашивали обо всем и сами давали ответы, придуманные нами же. У взрослых любопытство вдруг резко куда-то исчезает. Фраза «праздное любопытство» предполагает, что подобное времяпрепровождение — в отличие от полезного знания — суть слабость, бесцельная трата времени. Любопытство часто смиряется ложной скромностью («Никогда не смогу понять, как работать с компьютером») или ссылкой на недостаток времени («Хотел бы научиться готовить, да времени совсем нет. Хотя, впрочем, жена готовит так хорошо, что займусь-ка я лучше чем-нибудь другим...») Иногда страх, замаскированный под так называемый «здравый смысл», не дает вам окунуться с головой в новое дело или поехать в неизведанный район — а ведь в молодости вы непременно бы так и поступили!

Мало-помалу взрослый человек очерчивает вокруг себя множество границ, за пределы которых невозможно продвинуться в своем развитии. Мы бессознательно создаем «зону комфорта»: в ней мы чувствуем себя в безопасности и боимся высунуть из нее нос. Выйти из зоны комфорта становится все труднее и труднее, границы нашего существования утверждаются незыблемо. Зона комфорта превращается в рутину жизни — специфический

31

набор приемлемых людей, мест, вещей, мыслей, которые становятся нашей жизненной территорией.

Утратив любознательность, мы утрачиваем и способность к творчеству. Жизнь, в которой каждое событие запрограммировано, не дает пищи для творчества, не дает новых идей, способных «подкормить» творческий дух. Поглотившая нас рутина не позволяет встречаться с новыми людьми или хотя бы слышать о новых веяниях. Она не поставляет новой информации и поэтому не способна навести вас на блестящую мысль.

Представьте себе, как бы выглядел наш мир, если бы в свое время некоторые люди не проявили любопытства:

• Если бы Ньютон, поглядев на упавшее яблоко, просто вяло подумал: «Что это было?», то кто открыл бы Закон всемирного тяготения?

• Если бы бактериолог Александр Флеминг после того, как уронил немного хлебной плесени в бактериальную культуру, просто помыл все чашки Петри в своей лаборатории и из любопытства не заглянул в микроскоп, то кто открыл бы