этане культуры Негаде II (названной но имени города, расположенного вблизи Фив) прослеживается несколько озадачивающих параллелей с шумерской культурой Месопотамии, среди которых живописное изображение кораблей определенного тина (нос и корма были установлены почти вертикально) или геральдические группы животных, как, например, большие кошки со змеиными шеями, которые также быстро исчезли из египетского образного мира, как и появились. Были ли обнаруженные, у мертвых печати также месопотамского происхождения, еще не выяснено. Некоторые египтологи считают возможным возникновение иероглифов из шумерских письмен, обнаруженных недавно (Александер Шарф).
Более позднюю волну азиатского влияния образовало вторжение гиксосов в XVII в. до н.э. Их принадлежность к какому-либо из известных народов еще не доказана; можно установить только, что они входили в поколение большого перед неазиатского переселения народов, в котором участвовали также хефиты и вторгшиеся в Вавилонию касситы. С гиксосами в страну Нила попали новое оружие, лошадь, боевая повозка и определенные орнаменты. Главное божество гиксосов по имени Ваал (следовательно, сирийского происхождения) был интерпретирован египтянами как Сет. При 18-й династии Сирия была завоевана, и тем самым было положено начало принятию различных сирийских культурных изделий (как музыкальные инструменты) и знакомству с их богами (наиболее близко принята богиня любви Кадеш).
Бросим еще один взгляд на божества, особенно выдвинувшиеся в истории. Для доисторического времени можно указать на две группы богов. Во-первых, это особо связанные с определенным местом божества, древние боги номов, - животные или с головой животного. В Дендере, например, почиталась Хатор в образе коровы, в Гермополе - Тот в образе ибиса, а Хнум с туловищем барана считался господином Элефантины. Не столь тесно связанные с местностями божества представляли различные части и явления космоса и, как правило, воспроизводились в человеческом облике. К ним принадлежат богиня Неба Нут, бог Земли Геб, бог растительности Озирис и бог-творец Пта. Звероподобные божества принадлежат североафриканскому и хамитскому кругу культур, божества антропоморфные связаны с западно-семитским миром представлений (Александер Шарф).
Уже в начале Древнего царства царь воспринимался как воплощение бога-сокола Гора. Считали, что короной царя наделили боги, да он и сам был богом; чтобы сделать это все известным, перед царским титулом стояло имя бога Гора. С пятой династии Гор был вытеснен богом Солнца Ра. Новый бог царства был обязан своим господствующим положением в египетском пантеоне жрецу из Она (названного греками Гелиополем). Теперь царь представлялся родным сыном бога Ра. Как культовый символ бога Ра по всей стране нашли распространение обелиски. Фараон Аменемхет I возвысил фиванского бога Амона до бога царства. В своем облике животного, в виде барана или нильского гуся, он был постижим для простых слоев населения; в теологической системе своего жречества он был, однако, невидимым, душой (ба) всех вещей. Имена египетских божеств могли узнавать но несущему символическое значение звуковому образу. Отсюда возможно, что отдельные имена богов возникли из боязни перед их настоящими именами - отсюда табу на имена подобно тому, как было у иудеев. С другой стороны, египетские имена характеризуют очень метко их носителей. Амон - это Скрытый, первоначально бог ветра. Хонс - Странник, который как бог Луны пересекает небо; а имя богини Изиды происходит от трона, который она первоначально воплощала (Зигфрид Моренц). При царе Тутмосе III и Аменхотепе III сделался заметным рационалистический подход, который, с другой стороны, противостоял застывшей догматике. Оба подхода соединил, вероятно, Эхнатон, при котором остался только один бог Атон, чьим символом считался солнечный диск. Все же этот монотеизм не отвечал многослойным религиозным ощущениям египетского народа и наталкивался на ожесточенное сопротивление жрецов Амона. В результате последовавшей после смерти царя-еретика реставрации духовная жизнь обновилась после возникшего было окостенения.
При Рамессидах с конца Древнего царства на передний план выступил Озирис, управляющий умершими; но мифу он был по-человечески более понятен, чем Ра или Амон. С этим умирающим и воскресающим богом связывалась надежда на продолжение собственной жизни после смерти.
Озирис с короной атеф, крюком и плетью
Изида с коровьими рогами (между которыми находятся солнечный