Манфред Луркер

Египетский символизм

нома здесь описана не через священный предмет, а с помощью последовательности согласных: слева наверху bh (на картине зубы), внизу d, справа вверху t, внизу указательный знак город.

18. Дитя царя. Передний ном. Столица Бубастрис, стойка для кувшинов - это знак для обозначения передний.

19. Дитя царя. Последний ном. Столица Танис - задняя часть животного называется конец.

20. Сопду, имя бога нома, чье священное животное - сидящий сокол с двумя торчащими перьями.

В египетских храмах эмблемы нома изображались только над головами богов номов, имеющих образ человека: на южной стене храма 22 верхнеегипетские эмблемы, на северной стене 20 нижнеегипетских.

ЮН

Юн, что означает тростник, - древний фетиш города Гелиополя. Его воздвигали при торжественном ритуале, часто на него ставили голову быка. В сочетании с обелиском (солнечным символом) тростник становился символом луны. Позднее Озирис в своем качестве бога Луны получает имя Юн.

ЯЙЦО

Как вместилище зарождающейся жизни яйцо играет большую роль в представлении о начале мира. Согласно древнему мифу, первый бог возник из яйца, которое лежало в болотных зарослях. В Книге Мертвых говорится о спрятанном яйце великого болтуна, причем неясно, о каком боге идет речь (возможно, это был бог земли Геб, а может быть, Амон). Первосоздателем яйца называют Пта; картины показывают бога, когда он лепит яйцо на глиняном круге. Популярными были амулеты в форме яйца, с помощью которых люди хотели владеть силой находящегося в нем прабога. Такие амулеты давали умершим. Многозначительным является название внутреннего заключающего мумию гроба - яйцо, в котором ждут входа в потусторонний мир.