является также средством распознавания пола: темно-рыжие мужчины противопоставляются соломенно-желтым женщинам. Таким способом были раскрашены статуи Рахотепа и Нофрит уже в начале четвертой династии.
ЦВЕТЫ
Богам и умершим приносили в дар цветы. Собранные в букеты, они служили в качестве жертвоприношения. Возвращающегося с победой домой царя встречали цветами. В разное время цветы в букетах устанавливались на подставках, которые имели форму банта жизни. Этот обычай указывает на более глубокое значение. Считается, что в букетах присутствуют сами боги, в запахах цветов проявляется божественное благоухание. Цветы становятся представителями божества, так появляется бог созидания Харсомтус (в образе ребенка или змеи) на лотосе, а У то - вместе с Хатор - называют той, которая на своем цветке папируса. Наконец, нужно указать еще один цветок, который стоит за богом Мином на маленьком храме. Слово букет в египетском языке имеет такое же звучание, как слово жизнь. Букеты цветов являются символом жизни и поэтому играют важную роль в культе мертвых. Картины из Нового царства изображают в некоторых случаях на месте просветленного умершего букет, что должно означать, что умерший вошел в вечную весну. Как символ расцвета жизни цветок связан с началом мира: лотос был кровью, которая возникла из первоводы.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ
Изображение, возвращающее нас в раннюю эпоху, показывает торжествующего над врагом царя: он держит за волосы противников и наносит булавой смертельный удар. Эти картины - особенно изображенные на пилонах храмов - носили только символический характер. Конечно, принесение человека в жертву случалось в доисторические времена. Многие раскрытые захоронения показывают, что еще во время первой династии при погребении царя убивали слуг и рабынь, чтобы они в потусторонней жизни были готовы ему помочь. В последующем удовлетворялись фигурами, заменяющими людей. Символическое приношение людей в жертву известно со времен пирамид: во время погребения разбивались глиняные фигуры закованных людей и глиняная посуда с нацарапанными на них именами враждебных князей. На замену имевших место первоначально человеческих жертв жертвами животных возможно указывает печать, на которой выбиты выбранные животные; она показывает человека со связанными за спиной руками, стоящего на коленях, с ножом у горла.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ
Строго говоря, черный цвет не является цветом, скорее, это отрицание всех цветов. Это напоминание о подземном царстве, повелитель которого, Озирис, часто называется черным. Покровительница некрополя в Фивах, царица Ахмес-Нофретер, изображалась преимущественно чернокожей, хотя она не принадлежала по происхождению ни к нубийцам, ни к неграм. Боги мертвых Анубис и Хонтаменти изображались в образе лежащей собаки (или шакала) с совершенно черной шкурой. Черный цвет счихался также цветом возрождения. Черный бог - это господин белой страны; на одном изображении в храме Эль-Бари бог мертвых обещает вновь родившейся царице Хатшепсут долгую жизнь. Изображения Мина, бога плодородия и зачатия, согласно древнему ритуалу, окрашивались смесью живицы с угольной пылью.
ЧЕТЫРЕ
Четыре - это число небесных направлений, так, уже в Текстах Пирамид (470) говорится о космическом быке с четырьмя рогами, который следит за небесными путями. Четыре лица, снабженных рогами, образуют верхнюю часть пудреницы Нармера; это богиня неба, которая со всех сторон взирает на победу своего сына (царя). Всеобщность бога-творца Хнума показывается в четырех ипостасях его сущности; он - ба бога Ра (небо), Шу (воздушное пространство), Геба (земля).и Озириса (подземное царство); как ба равных божеств он также называется бараном Мендеса. Число четыре имеет значение в культе мертвых: четыре человека несут гроб, все инструменты и утварь с четырьмя сторонами, также канопэ с внутренностями умершего, которые охраняют четыре сына Гора; четыре богини (Изида, Нефтида, Нейт и Селкет) защищают алтарь канопэ. Сыновья Гора связаны с четырьмя сторонами света: Имеет в человеческом облике - с югом, Хапи с головой обезьяны - с севером, Дуамутеф с головой шакала - с востоком и Кебелсенеф с головой сокола - с западом. Психоаналитик К. Г. Юнг указывает на аналогию с видением Иезекииля, где четыре херувима (с лицами человека, животных и птицы) символизируют четыре стороны света.
ЧИСЛА
Число один является символическим указанием на происхождение, на первобытные времена, которые описываются как прежде чем возникли в этой стране еще две вещи. Два -это выражение для понятия