с почти детской бесцеремонностью и одновременно со зрелой серьезностью и сублимируется с помощью символики. Образ вульвы (влагалища) служил для обозначения женщины; также в знак-картинку вводился фаллос. Ярко выраженное символическое значение имеют ифифаллические изображения бога плодородия Мина, примыкающего к нему фиванского бога Амона и, наконец, мертвого Озириса, чей membrum vivium (дающий жизнь член) является ; символом жизненной силы, преодолевающей смерть. В храме Хатор в Дел-эль-Бари перед культовым изображением богини любви размещались многочисленные фигурки фаллосов из дерева и камня, которые должны были способствовать зачатию.
ФЕНИКС
Священной птицей Гелиополя была прежде, вероятно, трясогузка, позднее - цапля. Со своим длинным прямым клювом, который украшал голову, двумя спускающимися вниз перьями, она казалась похожа на солнце, выходящее из воды. Ее имя Бену (по-гречески, феникс) является производным слова убей, т.е. светить, всходить. Она сохраняла культ вместе с культом бога Солнца Ра в Гелиополе, где она жила на камне бенбен (обелиске) или на священном дереве вербе. Феникс считался ба бога Ра, но также и формой проявления Озириса. У умершего было желание: Как феникс пройду я через области потустороннего мира (Книга Мертвых, гл.13). В поздний период знак-картинка феникса применялся для обозначения ба. Феникс считался хозяином юбилеев, что объяснялось представлением о долгой жизни чудесной птицы. Согласно греческому переложению, феникс был символом обновленной через огненную смерть жизни - образ восходящего на утренней заре солнца.
ХАРСАФЕС
Переданное Плутархом как Харсафес египетское имя Херишеф (т.е. тот, который на своем озере) принадлежит первоначальному богу плодородия в образе барана. Как образ бога Солнца Херишеф на своем озере (правода) появляется в Гераклеополе. Между девятой и десятой династиями он идентифицируется с Ра и получает солнце в качестве головного украшения.
ХАТОР
Слева на Бата (женская душа); Хатор с систром
Имя богини означает дом Гора; ему также соответствует знак-картинка, который показывает сокола Гора в доме. В древние времена богиня Неба считалась матерью бога Солнца Гора, пока ее место не заняла Изида. Через распространенное в дельте Нила представление о небе, как о громадной корове, Хатор сама получила облик коровы. Фигурка из 18-й династии (сейчас в Египетском музее Каира) показывает, как Хатор в образе коровы охраняет царя. В большинстве случаев богиня предстает в человеческом облике, причем она носит на голове коровьи рога с солнечным диском между ними. Согласно древнему мифу, Хатор должна была поднять на небо на своих рогах юного солнечного мальчика. И наконец, носительница солнца сама приравнивалась к солнцу, при этом ее интерпретировали как глаз Солнца. Уже в Древнем царстве Дендера была главным культовым местом Хатор; ее культовый символ - круглый столб, с которого глядят вниз две коровьи головы, в Дендере - две женские головы с коровьими ушами. Богиня считается женской душой с двумя лицами. В Фивах Хатор в облике коровы почиталась как богиня мертвых. Желанием умирающих было быть в свите Хатор, которая также воспринимается как заходящее солнце, и она охраняет от власти тьмы. Одним из ее наиболее частых атрибутов является систр, инструмент в виде трещотки; Хатор также богиня танца, музыки и любви.
ХЕПРИ
Хепри обозначает скарабея как древнего бога. Он - тот, кто возник (от самого себя), который выходит из земли без зачатия. Сначала Хепри считался формой проявления Атума, но потом стал отождествляться также с Ра. Бог в образе жука олицетворяет утреннее солнце из нижнего мира, рождающееся из утробы (восток) своей матери Нут (небо). Хепри также связан с символикой воскрешения, как говорится в Книге Мертвых (гл. 83): Хепри стану я, превращающийся в первовещество, я прорастаю с помощью всемирной силы зарождения.
ХНУМ
Бог Хнум создает на гончарном круге человека и его ка
До раннего периода Древнего царства Хнум почитался в образе барана, затем представляемый в виде человека с головой барана. В Элефантиие он считался стражем родников Нила, который порождает наводнение (половодье, затопление). Более важной функцией является функция творца: Хнум лепит на глиняном круге тело ребенка и заставляет его в семени (зародыше) попасть в живот матери. Его прозвище Ваятель, который оживляет. Так он создал богов. Он - отец отцов, мать матерей. Вместе с богиней родов Хекет