львиная грива. Образ сфинкса в Новом царстве приписывался царю среди богов, богу солнца Амону-Ра, причем у него вместо человеческой головы была баранья; известна аллея сфинксов в Карнаке.
ТАНЕЦ
Пожалуй, у всех народов танец имеет сакральное происхождение. Согласно римскому писателю Лукиану, египтяне хотели выразить в танцах тайны своей религии. При процессиях, посвященных Мину, танцующие выступали в роли богов. На празднике опьянения царь танцевал в образе Шу перед богиней Хатор, чтобы прогнать ее гнев; танец - это пища для сердца богини. В культе мертвых танец становится символом надежды на воскрешение. У ворот гробницы навстречу умершему, который отождествляется с Озирисом, спешат украшенные коронами из камыша танцоры Муу и с ликованием приветствуют его.
ТЕКЕНУ
Древние изображения Текену имеют вид сидящего человека, завернутого в шкуру; самые ранние рисунки - похожего на грушу узла, либо неодетого человека с подтянутыми ногами и руками. Текену может быть обозначен как предмет церемониала, который происходит из архаического обычая погребения (закутывание шкурой животного и положение на корточках). Не совсем ясно значение, данное Текену в исторические времена. Предполагали символическое (т.е. заменяющее) принесение человека в жертву. Другие видели в Текену просто запасной образ умершего, который должен предстать перед зловещими силами в качестве козла отпущения. Мы полагаем более правдоподобным, что Текену считался формой проявления умершего, с помощью которой благочестивый должен быть приведен к предсказывающим жизнь местам, к озеру Хепри и в город звериной шкуры.
ТЕНЬ
Тень вместе с телом и душой является существенной частью человека. В гробницах Нового царства часто изображается, как черная тень умершего в сопровождении птицы-души покидает могилу. В Книге Мертвых - (гл.92) говорится: Пусть путь будет открыт для моей тени, для моей души, чтобы в день суда в потустороннем мире они увидели бога, великого, в его ларе. Тень в стране большого зноя может стать также символом-словом «защита», каким является художественный образ дающего тень опахала. О царе говорится, что на нем покоится божественная тень. Тень Pa - так называется святилище бога Солнца в Амарне.
ТЕФНУТ
Тефнут и ее брата Шу породил из себя прабог Атум. С ними из первоначального единства выходит на первый план двойственность, и начинается развитие двух полов. В Леонтополе брат с сестрой олицетворялись двумя почитаемыми там львами. Путем слияния Атума с Ра Шу и Тефнут становятся детьми бога Солнца, они считаются глазами хозяина неба; Тефнут отождествляется с лунным глазом, но может через различные мифические связи стать также солнечным глазом и через него змеей уреем. Тефнут имеет прозвище хозяйка пламени и налобная змея на голове всех богов. В Буто Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго - детей нижнеегипетского царя, т.е. в мифическом образе солнца и луны.
ТОТТот в виде человека с головой ибиса
В образе Тота слиты различные древние предания. Значение этого имени (египетское Дегути) неясно. Наличие головы ибиса у бога указывает на Дельту как на его родину; 15-й нижнеегинетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом культа Тота был Гермополь, где он слился с более ранним богом-иавианом Хецуром и принял его облик. Тот - хозяин луны, в позднее время получил прозвище серебряный Атон. Видели ли египтяне в луне сидящего на корточках павиана (подобно нашему человеку) и в клюве ибиса символический намек на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает египтолог Боннэ: Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы, вырывается диск полной луны. Отношение к луне позволяет Тоту стать хозяином времени и счетчиком годов. Отсюда его атрибуты - письменные принадлежности и пальмовая ветвь. В различное время Тота называли языком или сердцем Ра. Как защитник Озириса, он становится также помощником умерших, что вело к его сравнению с Гермесом при переходе к греческой мифологии.
ТОЭРИС
Богиня в облике бегемота (стоящего вертикально на двух ногах) с древних времен изображалась с человеческими руками и грудью. В качестве атрибута она держит в руках бант са, иногда также бант жизни или факел, пламя которого должно отгонять тифонические силы. Особенно Тоэрис помогает женщинам при родах.
Из выходящего