в гробницу сначала сооружался гроб в форме мумии, затем происходило открывание уст. Вера в возможную дальнейшую жизнь, похожую на земную, приводила к обычаю снабжать умерших всем необходимым для жизни. Археологи находят в гробницах кувшины для вина и кружки для молока, которые не выдолблены, что, очевидно, должно обозначать, что они остаются всегда наполненными. Также в гробницах можно обнаружить маленькие модели домов и кораблей. Барельефы и живопись в гробницах не столько должны были рассказывать потомкам о событиях из жизни умерших, сколько о продолжении угасшей жизни, равно как и о волшебной силе, и таким образом продлить умершему вечное наслаждение своим земным имуществом.
ПОЯС ШЕСЕМЕТ
В древние времена боги и цари (например, Нармер и Джосер) носили как символ силы пояс с жемчужными подвесками, который назывался Шесемет. Название происходит, вероятно, от одноименного минерала, который находили, в свою очередь, в стране Шесемет, на восточной границе дельты. Господином страны Шесемет был Софду, который носил пояс Шесемет. Пояс Шесемет толкуется одним египтологом также как передник из узких полосок кожи.
ПРЕВРАЩЕНИЕ
Озирис является неб хеперу, хозяином формы, который сохраняет в себе все формы бытия; он проявляется в водах Нила, в прорастающем зерне и тянущемся к небу дереве. Озирис сам - символическая фигура «умирания и становления», мертвое тело которого порождает новую жизнь (его сын Гор). Способность умершего к превращению является символическим выражением его бессмертия. В Книге Мертвых всегда находятся соответствующие примеры. Так, умерший называется космическим яйцом (гл. 54), золотым соколом (гл.77), священным цветком лотос (гл.81) или царским фениксом (гл.83). Пространство и время для умершего больше не существуют: Я - это Сегодня. Я - это Вчера. Я - это Завтра. Мое повторное рождение я, проходя, оставляю полный сил и юный. Как Ра с головой льва, он завладевает своей долей небесного наследства.
ПРИНЕСЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ЖЕРТВУ
В основе каждой жертвы лежит идея насыщения. Так как боги и мертвые удовлетворялись жервоприношениями только при жизни, то, что жертвовалось, могло дойти до многих адресатов, .пока оно под конец не съедалось жрецом. Жертвенное животное считалось символическим олицетворением врага бога. При жертве быка в честь Озириса декламировали следующее изречение: Я убиваю в тебе того, кто убивал в образе быка. Жертвенное животное, следовательно, отождествлялось с Сетом. Чаще всего жертвенными животными были гуси, козы, крупный рогатый скот и антилопы. Последние ближе всего стояли к противнику богов Сету через общую родину - пустыню. Перед убоем животные проверялись на их чистоту и затем празднично украшались. Убой производился путем перерезания шейной артерии животного кремневым ножом.
ПРОЦЕССИЯ
Смысл религиозного шествия в том, чтобы позволить людям стать очевидцами существования богов. В то время как бог в своем святилище был доступен только жрецам, теперь могли также и простые смертные увидеть красоту своего господина. Действительный культовый образ едва ли показывали народу; на переносных подмостках или на носилках несли исключительно статуи богов. Путь процессии посыпался песком, культовым средством очищения. Часто большие расстояния покрывались на корабле но Нилу, так, например, при посещении Хатор из Дендеры Гора из Эдфу - символическое указание на соединение богини неба с богом солнца.
ПТАБог Пта в святилище. Виньетка из Папируса Ну
Бог города Мемфиса изображался всегда в человеческом облике; он был подобно мумии одет в узкое платье, с не украшенной гладкой головой. Его скипетр - это комбинация столба джед и скипетра уас. Сначала Пта почитался только как бог ремесла, ему приписывали изобретение этого мастерства, но во времена пирамид он занял место творца. Его -созидательными органами являются сердце и язык; через могущество слова он создал мир. При каждом ударе сердца и при каждом звуке только и открывается творческая сила бога. Пта считался древнейшим, который в себе объединяет сущность Нуна и Наунет (как мужского и женского аспектов). Народу Пта был ближе как ваятель земли, который, подобно Хнуму, создает сущность на гончарном круге. Через связь с мемфисским богом земли и мертвых Сокарисом Пта воспринял также сущность Озириса.
ПУТЬ
В движении солнца египтянин видел наглядный намек на свой собственный жизненный путь и черпал одновременно надежду на дальнейшую жизнь после смерти. Как бог Солнца должен испытать на своем пути через нижний