дерева. Виньетка из Папируса Ху-нефера
Прообразом большой кошки, которая в Гелиополе, скорее всего, была не домашняя кошка - которая утверждается только с I-й династии, - а живущая в зарослях дельты короткохвостая тростниковая кошка. За ее соперничество со змеей она стала священным животным бога Солнца. В Книге Мертвых - рассказывается, как большой кот откусил голову у змеи Апоп, которая угрожала священному дереву Персея. В период Нового царства кот считается формой олицетворения бога Солнца, а кошка отождествляется с глазом солнца. Солнечное значение имеет фигура кошки, у которой на груди нарисован скарабей (символ восходящего солнца). Особое значение приобрела кошка - только в своей одомашненной форме - как священное животное Баст. В ее храме в Бубастисе были установлены сотни маленьких фигурок кошек - посвященные ей дары, чтобы заслужить милость богини.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
Из всех цветов красный считался имеющим самое сильное действие, и у египтян он символизировал жизнь и победу. По случаю праздников жители страны Нила раскрашивали свое тело красными мелками и носили украшения из красного сердолика. О боге Сете, который стоит на носу солнечной ладьи и протыкает своим копьем змею подземного царства Апоп, говорится, что у него красные глаза и красные волосы. В связи с диффамацией (очернением) Сета его цвет стал также выражением всего опасного. Сделать красным было равнозначно слову убить. При жертвовании красного быка думали об уничтожении красного бога. У могилы Озириса в жертву приносили даже людей с красноватой кожей.
КРОВЬ
Истечению божества приписывается созидательная сила. О богах Хух и Сиа в мифе рассказывается, что они - во время обрезания Ра - возникли из падающих капелек крови. Из крови бога земли Геба появился кедр, а из капель крови Баты выросли два персиковых дерева. В какой мере узел Изиды, называемый в Книге Мертвых О, кровь Изиды, связан с кровью как носителем жизни, неясно; возможно, такое восприятие по отношению к менструальной крови богини не совсем неправильно.
КРОВЬ ИЗИДЫ
ТетЗнак, называемый египтянами тет, похож на бант жизни, у которого боковые ветви опущены вниз. Кровь Изиды походит во многих случаях на поясной бант божеств. Первоначальное его значение неизвестно; со времен Нового царства имеет однозначно отношение к Изиде. В Книге Мертвых к знаку обращаются со словами: О, кровь Изиды. Если он предназначался для умершего, то его изготовляли из красного полудрагоценного камня. Кровь Изиды часто устанавливалась вместе с джедом, особенно для украшения стен храмов, кушеток и саркофагов. В своем сочетании оба символа через Изиду и Озириса указывают на объединение полярных мировых сил и тем самым на неодолимость жизни.
КРОКОДИЛКРОКОДИЛ
Усопший сражается с крокодилами. Виньетка из Папируса Некхта
По всей стране Нила существовали различные культы крокодила. В нижнеегипетском Атрибисе почитался бог-крокодил Хентехтай, который вскоре принял облик и сущность бога-сокола Гора. В Фаюме и в окрестностях Фив был сооружен храм богу-крокодилу Сухосу. В Ком Омбо находился настоящий крокодилий некрополь. Невероятная сила крокодила вызывала не только удивление, но также и ужас. Не кто иной, как сам божественный охотник Гор, убивает своим копьем животное, которое считалось спутником Сета и поэтому врагом богов. В Эдфу на большом празднике Гора разбивали две глиняные фигуры крокодила. Вероятно, Дендера в ранний период почитала крокодила, так как принимает такой знак нома; позднее перо, украшавшее голову, стало символом Озириса, и полный знак нома толковался как победа Озириса над Сетом, олицетворенным в крокодиле. В нижнем мире умершим угрожают крокодилы.
КРЫЛАТОЕ СОЛНЦЕ
Было древнее представление, что небо - это крылья сокола, простирающиеся надо всем миром. Рисунок на гребне из первой династии показывает солнечную ладью (с Гором-соколом) на двух крыльях как образ неба.
Крылатый солнечный диск с двумя уреями
С пятой династии между крыльями появляется солнечный диск. Тем самым образ неба становится солнечным символом. Первоначально крылатое солнце принадлежало богу Бехедти (по прозвищу пестрокрылый), которое однако уже раньше совпадало с Гором. Тем самым Бехедти принимает также роль идентифицируемой с Горим царя. К царский символике принадлежат два у рея, которые к концу Древнего царства Охватывают солнечный диск; имеются изображения периода Нового царства, в которых змеиные головы несут как верхнеегииетекую,