В этом состоянии находятся боги, но через культ мертвых также и просветленные умершие. В Текстах Пирамид (474) говорится: Ах относится к небу, труп - к земле. Когда в переводах с египетского встречается слово душа, то обычно следует понимать ба, если идет речь о шакалоголовой душе из Иераконполя или о душе с соколиной головой из Буто. В обоих случаях имеется в виду продолжающая существовать после смерти духовная индивидуальность умерших царей этих городов.
ЖЕЗЛ БОГА
Жезлы богов - это палки, украшенные головами определенных богов (или их священными животными). Они являются не только атрибутами, но и свидетельствами их божественности. Жезлы богов выставлялись на всех торжествах и их несли во время процессий. Во время военных походов царей взятый с собой жезл Амона должен обеспечить его владельцу защиту бога. Гор - это господин жезла, чтобы прокладывать себе путь. Из Нового царства известны многие изображения, на которых жрецы и чиновники держат в своих руках жезлы бога.
ЖЕРТВЕННАЯ ПЛИТА
В доисторические времена жертвоприношение состояло из хлеба, положенного на сплетенную циновку. Эта жертвенная циновка (называемая хетеп) стала знаком для слова жертва. С начала Древнего царства циновки заменялись каменными плитами, которые по своей форме напоминали знак хетеп или имели рельеф в виде этого знака на верхней поверхности; кончик знака хетеп (который соответствует рисунку хлеба) всегда направлен на жертвователя. Для пожертвований воды были предусмотрены встроенные углубления. Часто кружки для подношения жидкостей по очертанию подходят к жертвенным плитам. Предназначенные для богов жертвенные плиты имеют - в противоположность предназначенным для умерших - на всех четырех сторонах (символизирующих стороны света) знак хетеп и образуют вместе с их цоколями вид алтаря.
ЖИВОТНОЕ
Культ животных, по всей видимости, был обоснован страхом человека перед животными и пользой, которую они приносят. Животные стали наглядными представителями и посредниками сверхчеловеческих сил .и архетипических свойств; так, бык символизирует силу как производитель, корова - материнство. Возможно, различные древние египетские боги номов выводятся из олицетворяемых животными защитных духов доисторических предводителей. У всех городов были защищающие посредством табу священные животные, которые считались формой воплощения бога; только изредка - разве что во время религиозного упадка - божество видели в самом животном. Конкретное животное является земным отражением трансцендентного прообраза, чей териоморфный облик выражает определенную сторону божественного бытия. Таким образом, священные животные - это внешние души (как называет их этнолог Фрейзер) или, по египетскому выражению, ба бога. Например, баран - это душа Амона-Ра, бык Апис - душа бога Пта, а крокодил - это ба Сухоса. В результате произошедшего за историческое время очеловечивания образов богов их стали изображать во многих случаях только с головой животного. В конце Нового царства культ животных взял верх. Отмеченных особыми знаками отдельных представителей обожествляемого вида животных стали интронизировать (возводить в храмах на трон), как олицетворение быка Аписа в Мемфисе или священного сокола в Филэ. Не только интронизированные экземпляры, но также и свободно живущих из принятых за священных животных стали мумифицировать после смерти в предписанной форме и хоронить.
Города с известными культами животных (с севера на юг):
Мендес - баран
Бубастис - кошка
Гелиополь - бык (Мревис)
Мемфис - бык (Апис)
Афродитополь - корова
Крокодилополь - крокодил
Гераклеополь - баран
Кинополь - собака
Гермополь - ибис
Абидос - ибис
Дендера - корова
Кус - сокол
Гермонтис - бык
Эсне - баран
Эдфу - сокол
Элефантина - баран
Филэ - сокол
Животные в качестве символов номов (см. карту-схему)
Номы нижнего Египта:
VI горный бык
Х черный бык
XI бык Хесеб
XII корова с теленком
XV ибис
XVI рыба
XX сидящий сокол
Номы верхнего
Египта:
II сокол
V два сокола
VI крокодил
Х змея
XI животное Сета
XII горная гадюка
XV заяц
XVI газель
XVII собака (шакал?)
XVIII летящий сокол
ЗАЯЦ
Заяц - священное животное Унут, которая почиталась в 15-м номе. Богиня в человеческом облике несет на своей голове штандарт с лежащей зайчихой. Фигурки зайцев из позднего периода имели значение амулетов. Согласно Плутарху, египтяне считали зайца из-за его быстроты и сообразительности символом божественных качеств. Неясными остаются различные утверждения