представительствами Верхнего и Нижнего Египта и до времени доисторических государств располагались в Буто и Иераконполе. В будущем государствам предстояло стать царствами. Все изображения на круглых печатях позволяют предположить, что верхнеегипетское святилище (называемое Большим Домом), имело форму животного с рогами и хвостом. Нижнеегипетское святилище было скорее всего простой хижиной, сплетенной из тростника. Новое толкование усматривает в обоих первоначально охотничью ловушку и проводит параллели с вавилонским чудовищем Тиамат и рыбой, которая заглотила Иону. Если охотничья западня - это зев нижнего мира, то тот, кто в него входит (в качестве посвященных?), снова выйдет и продолжит жить. В исторические времена святилища, которые также назывались капеллами, не были прочными сооружениями, а сооружались только на время для ритуальных церемоний.
ГРИФОН
В образе грифона объединяется львиная форма проявления царя с образом сокола бога Неба Гора. Грифон уже в Древнем царстве является символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Во времена Птолемеев и Рима в образе грифона изображались также боги Солнца Гор и Ра. Как демоническое существо с крылатым туловищем льва и головой сокола грифон появляется уже на магических палочках в Среднем царстве; его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе над тифоническими животными. В поздний период грифон считается могущественным животным и символом воздаваемой справедливости; Птолемеи в конце концов приписали его к греческой богине Немезиде.
ГРОБ
Гроб - это хозяин жизни. Приводимые на стенках символы, магические картины и изречения должны были сделать доступными для умершего ожидаемые от гроба силы вечности. Умерший должен смочь покинуть свой дом (гроб) через нарисованную внутри гроба или на внешней стене дверь. Дальнейшую связь с внешним миром дает приделанная к внешней стороне гроба пара глаз (с 18-й династии часто на внутренней стороне крышки). В Древнем царстве удовлетворялись горизонтальной планкой с именем и титулом умершего; во времена Среднего царства к ним добавляли вертикальные строчки, которые очень часто согласованы с защитой определенных богов: у головы и конечностей - Нефтиды и Изиды, в углах сторон гроба - четырех сыновей Гора. В период Нового царства рядом с надписями устанавливались изображения божеств. На внутренней стороне крышки часто прикреплялся образ богини неба Нут. В Новом царстве начала преобладать мумификация, вероятно, в связи с отождествлением умершего с Озирисом; это подтверждают также украшения из перьев, периода Тутмосов, изображающие распростертую от плеч до ступней мумии пару крыльев, покрывающую гроб (это символизирует Изиду, которая защищает мертвого Озириса и подгоняет воздух жизни). На груди умершего прикреплялся образ коршуна, крылья которого были переняты у богини Неба Нут, он должен был охранять сердце умершего. В конце Нового царства на передний план выходит солнечная символика - в образе крылатого солнца или жука, двигающего перед собой солнечный диск.
ГРОБНИЦА
Гробницы царей и высоких чиновников состоят из трех основных частей.
1. Камера для гроба - собственно помещение для установки гроба, которое египтяне называли золотой дом. С конца пятой династии на ее стенах писались тексты из произведений об умерших; на потолке или поблизости - изречения богини Неба Нут. В поздний период гробница воспринимается как земной образ ночного неба, причем потолок часто разрисован звездами. В Новом царстве на каждую из четырех стен камеры помещают глиняную дощечку с символом и магическим изречением: столб джед - на западной стене, ушебти - на северной, шакал - на восточной и факел - на южной стене.
2. Культовое помещение, в котором умерший может магическим образом принимать участие в земной жизни, для чего он обеспечен пищей и напитками. В до - и раннеисторических могильниках находились настоящие комнаты для приема пищи. В более поздние времена умерший должен был с помощью магической силы символа вступить во владение необходимыми для жизни вещами. Жертвенная нища изображалась на стенах захоронения во всех деталях. Сельские сцены, как сев и уборка урожая, сбор винограда и выпекание хлеба, служили также для этой цели. В культовом помещении в честь умершего сжигали благовония. Символическую связь между живым и мертвым изображали с помощью нарисованных ворот.
3. Сердаб - состоит из одного, нескольких, а иногда и многих замурованных помещений, в которых установлены статуи умершего.