освобождает от оцепенения смерти.
ВОЗДУХ
Усопший держит парус,символ воздуха. Виньетка из Папируса Небсени
Мифологически воздух олицетворяется в образе Шу, который своим вмешательством отделяет крепко переплетенную пару Геб (земля) и Нут (небо). Воздух становится символом жизни. Так о Шу говорит текст периода Гераклеополя: Жизнь - его имя. О фиванском боге Амоне говорится: Он - дыхание жизни для всех. Без воздуха нет дыхания, без .дыхания нет жизни. Из более позднего периода известна специальная Книга дыхания, которая, по преданию, написана Изидой для своего умершего супруга Озириса, чтобы оживить его душу. Чтобы вдыхать воздух в нижнем мире, т.е. продолжать жить после смерти, умерший отождествлялся с Шу, который гонит воздух небесного моря в светлые сферы богов. «Его действие распространяется до границ неба... Пусть юный бог, пробуждающий, исцеляющий, освежает воздух.
ВОЛОСЫ
У многих народов волосы считаются носителями телесной, а часто также и скрытой силы (вспомните о библейском Самсоне). Когда египетский царь побеждает своего противника, то он это демонстрирует, держа его за волосы. Захват волос символизирует покорение всего народа согласно принципу pars pro toto (часть вместо целого). И когда скорбящая об Озирисе Изида отрезает локон, то это также символический жест. Кстати, письменный знак, указывающий на траур, состоит из трех локонов. Остается вопросом, что может обозначать бритая голова жрецов - символ ли это подчинения себя божественной власти? Уже тексты древнего периода называют ее лысой. Геродот находит объяснение этому в предписаниях о чистоте. Согласно древнему преданию, мальчики носили длинную прядь на правой стороне головы. Иероглиф этой похожей на косичку пряди означает буквально ребенок. В живописных изображениях прядь волос является особой приметой детей Гора и царских сыновей. В одном месте Книги Мертвых (гл. 115) локон юношей, вероятно, должен указывать на вечную молодость, когда умерший говорит: Я же знаю воистину тайну локона, который украшает лоб божественного мальчика.
ВОСЬМЕРКА
Хух и Хаухет, Амон и Амаунет.
Остальные пары богов Великой восьмерки изображались аналогично.
Согласно учению о богах города Гермополя, перед возникновением мира правили восемь богов; это персонифицированные прасилы хаоса: Нун и его супруга Наунет, символизирующие сущность воды, Хух и Хаухет - вечность пространства, Кук и Каукет - тьму, Амон и Амаунет - мир невидимый. Как силы, относящиеся к возникновению мира, они получили облик хтонических животных: божества мужского рода были задуманы в виде лягушек, женского рода - в виде змей. Иногда восемь прабогов изображаются в виде обезьян, которые приветствуют восходящее солнце; восход солнца должен был здесь символически означать сотворение мира. Амон в качестве прабога получил также облик змеи и имя Кематеф (греческие авторы называют Кнеф). Восьмерка имела на западе от Фив свое культовое место в маленьком храме Мединет Хабу.
ВСПАХИВАНИЕ ЗЕМЛИ
Вспахивание земли. Фрагмент виньетки из Папируса Анхаи
Вспахивание земли было у египтян символическим актом жертвоприношения. На празднике бога мертвых Сокариса, который контаминировал с Озирисом, черные быки тянули плуг, в то время как мальчик сеял ячмень, лен и траву. В мифе рассказывается, что при вспахивании поля богов вблизи Бузириса Сет и его сторонники (приверженцы) в образе коз хотели помешать работе, но разбуженные Озирисом боги убили коз и удобрили их кровью землю. Ритуал вспахивания земли означает также смерть Озириса, который в символическом образе зерна попадает в землю. И когда в Бузирисе во время сбора урожая выгоняли коз на поле, чтобы утрамбовать зерно, то в этом был известный намек на тифонические силы. Ритуал вспахивания земли стал аллегорическим выражением смерти и погребения Озириса, а также через проросшее зерно намеком на его воскрешение.
ГЕББогиня Нут и бог земли Геб
Геб - это персонификация земли. В Текстах Пирамид (308) говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, он носит растения, которые растут у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут по родил солнце. Таким образом, он становится отцом богов; свою земную власть он передает сначала Озирису, затем Гору и, наконец, царю, которого поэтому называют наследником Геба. Как все космические боги, Геб изображается в образе человека; его знак, правда,