убивает Сета в облике животного. Конечно, следует указать на изображенные в настенных росписях Нового царства сцены охоты на бегемотов (например, в гробнице Тутанхамона). В храме Эдфу многие картины показывают, как Гор копьем колет презренных в образе бегемотов. Амбивалентность всех истинных символов позволяет представить бегемота в хорошем свете. В Новом царстве деревянным рамам постелей для умерших придавали форму бегемота; здесь толстокожее животное имело апотрофическое значение. Сверх этого бегемот считался символом женской плодовитости и проявлялся в образе защищающего демона Тоэрис. Наконец, нужно упомянуть прекрасные фигурки бегемотов из синего фаянса из гробниц Среднего царства.
БЕДРО
Подносимое в качестве жертвоприношения бедро быка служило знаком-картинкой для обозначения человеческой руки и было символом силы. Что бедро было уже в ранние времена знаком, заряженным силой, свидетельствуют имя и знак второго нома южной дельты, обозначаемые этим понятием. Об одном месте в потустороннем мире говорится: Семь локтей длины бедра духовной сущности, которую здесь видят. Наряду с голенью бедро также является мифическим органом для родов, так, о Хепри говорится: Он происходит из бедра своей матери». Имеются изображения, на которых бог в образе жука ползет по бедру своей матери Нут (т.е. по небу), чтобы затем двигать перед собой солнечный диск.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ
В своей чистоте белый цвет стал выражением полноты неземной власти, обозначением освященных вещей, как «белые стены» (т.е. Мемфис), белая капелла, белая мазь. Говорится о белых сандалиях, использующихся в культовых отправлениях. Белый цвет был цветом чистоты и святости. Белый коршун, символическое животное верхнеегииетской богини-защитницы Нехбет, парит над головой фараона. Белый цвет стал цветом герба Верхнего Египта, корона которого обозначалась как белая, хотя она, собственно, состояла из зеленого тростника. Характерно, что египтянин называл центр глаза, а именно зрачок, белым, хотя эта деталь как раз не кажется белой. Белый цвет считался цветом радости; так, веселый характер человека мог характеризоваться словом белый.
БЕСУродливый Бес со своим карикатурным лицом считается духом защиты, отклоняющим зло. Строго говоря, под его именем следует понимать множество карликовых демонов, все с уродливыми ногами и в большинстве случаев с дурашливым добродушным старческим лицом, часто с высунутым языком. Первоначально эти существа носили на спине львиную шкуру, от которой позже остались только уши зверя и хвост. Со времени Нового царства Бес часто носит шкуру пантеры, точнее, на груди голову и лапы. Во время 18-й династии были популярны изображения крылатого Беса. Важнейшими атрибутами являются бант са (символ зашиты), нож как средство обороны и музыкальный инструмент, звук которого отпугивал злых духов. Особым видом Беса является Ага, т.е. борец; своими руками он душит двух змей или хватает газель, предназначенную для Сета. Бес должен отклонять злые силы; его образ прикреплялся к шлемам и постелям, к зеркалам и коробочкам для румян (мази и румяна служили не только заботе о красоте, но также защитой от злого взгляда) и особенно к маммизам, боковым зданиям храмов позднего периода, в которых ежегодно праздновалось таинство рождения божественного сына (как, например, родильный дом в Дендере).
БЛАГОУХАНИЕ
К особенностям богов относится приятный запах. Божественное благоухание - с описанным ароматом пунт - показывает царям приход небесного. Приятный аромат указывал царице на то, что Амон приближается к ее ложу. Как божественное свойство благоухание должно было нести в себе силу непреодолимой жизни, тем самым применение духов и мазей играло роль в культе сверх их косметического назначения. В древнем тексте говорится: Мои духи - это духи Гора, мой аромат - это аромат Гора. В переднем помещении гробницы Тутанхамона находилось много закрытых сосудов; когда в 1922 году их обнаружили и открыли, то оказалось, что они полны благовониями.
БУКРАНИИ
В доисторическое время царил обычай украшать посвященные богам строения и алтари черепами крупных рогатых животных (или антилоп). Эти букрании должны были быть средством защиты от злых сил. В исторические времена черен жертвенного животного используют для этого в единичных случаях, здесь можно привести пример установки на шестах голов крупного рогатого скота у входа в гробницу Рамзеса III. Культовый символ Хатор Бата с двумя лицами имел первоначально вместо человеческих голов две воловьих головы; колонна