Манфред Луркер

Египетский символизм

как двуполые существа, они зачинают и рожают. Андрогиния - это символ для абсолютизации творца, который в создании мира не связан ни с каким полом и не нуждается в партнере. Так, Атум породил из себя богов Шу и Тефнут. Гораполлон сообщает, что мемфисский прабог Пта считался - и мужским и женским существом. Картины позднего периода показывают бога нередко с женской грудью. Нильский бог Хапи изображается как двуполое существо, с бородой и грудью старой кормилицы. Фиванскую богиню Нут называли Матерью того, кто создал ее, подчеркивая символическое значение всеобщего материнства, которое необходимо включает в себя отцовство (ее изображают даже с фаллосом). Богиня Нейт создавала семя богов и людей и имела прозвище Отец отцов и мать матерей. В Эсне к богу созидания Хнуму могли обратиться как к Нейт, причем это означает наличие у него женских признаков.

АНУБИС

Бог мертвых с прозвищем Хозяин священной страны (т.е. некрополя) и тот, кто перед залом богов (в котором проводилось мумифицирование), имеет обычно образ собакоголового животного, причем зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог. При бальзамировании тела жрец в маске шакала замещал должность Анубиса. С приходом Озириса Анубис становится подчиненным нового владыки мертвых: он взвешивает сердца на Суде мертвых.

АПИС

Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Осириса

Среди почитаемых богов в образе быка в стране Нила Апис - наиболее значимый. Первоначально считавшийся символом плодородия, он позднее приобрел и другие характеристики. Через свое культовое место в Мемфисе он соприкасался с богом города Мемфиса Пта, чьим посланцем он был и, в конце концов, стал прекрасной душой Пта, которая показывается на земле в образе этого животного. После своей смерти Апис входит в бога Озириса, с этого времени говорят об Озирисе-Аписе (в утонченной форме - Серапис). Апис сам стал богом мертвых. Начиная с позднего периода, он изображается на многих гробах как быстро бегущее священное животное, которое несет к гробнице мумию умершего. В период Нового царства на его головном украшении появляется солнечный диск.

АПОП

Каждое утро и каждый вечер демон в виде змеи угрожает богу Солнца и тем самым создает опасность состоянию мира. Змея-великанша олицетворяет соперника бога и является символом могущественных сил тьмы. В этом Апоп отождествляется с врагом богов Сетом. Каждое утро, когда солнце выходит из нижнего мира, и каждый вечер с началом ночного путешествия по морю на солнечный корабль нападает змея, при этом кровь побежденного и раненого Апопа окрашивает небо в красный цвет. Змея пытается также с помощью колец своего тела, описываемых как песчаные отмели, помешать пути солнца. Многие ритуальные тексты касаются низложения Апопа и образуют магическую защиту, означающую Она действительно спасает его от любого зла.

АТОН

Атон прежде всего олицетворяет Солнце как звезду. Позднее на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Ра; о боге Солнца говорят: Его тело - это Атон. Уже при Тутмосе IV солнечный диск персонифицируется - Атон сам есть бог Солнца. Царь Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон (т.е. Это нравится Атону), возвысил Атона до единственного божества и мифологизировал его образ. В первые пять лет правления Атон изображался в виде человека с головой сокола (следовательно, как до тех пор Ра-Хорахти города Гелиополя), ему соответствует еще солнечный диск, руки-лучи которого кончаются ладонями и держат бант жизни.

АТУМ

Бог-созидатель Гелиополя - это вполне умозрительный образ. Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее. Он самовозникающий; перед тем, как небо отделилось от земли, он был единым хозяином. В Текстах Пирамид он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное. В Книге Мертвых (гл. 175) Атум говорит Озирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею. Атум зачал с помощью самосовокупления (чтобы избежать непристойного и могущего неправильно быть воспринятым