А. Безант

В преддверии храма

ей помогают исполнить свою задачу, внося в работу новое

настроение. Одна из величайших наград растущей души, ничего не

требующей себе, кроме права служить, состоит в том, что ей бывает дано

вдохнуть в другую изнемогающую и более слабую душу божественное

мужество, утешение и понимание, а с ними надежду и силу нести свой

крест. Помощь заключается не в снятии с души уготованной ноши, которую

ей следует нести, но в укреплении борющейся души внесением в нее той

силы, которая рождается от понимания сути вещей. В этом понимании боль

налагаемого наказания превращается в терпеливое несение заслуженного

страдания, и из него извлекается урок. Осененная новым пониманием душа

просветляется в то время, когда еще несет ношу своей кармы; данный ей

дар дает ей силу на будущую борьбу, ибо он изливается как божественная

жизнь с того плана, где все души составляют одно. Этот план исполнен

духовной энергией, изливающейся в мир через тех, кто познал

божественную радость этого излияния и для которых не существует высшей

награды, как помощь в подъеме братьев к Свету.

Но почему же так жутко бывает в Преддверии при мысли о раскрывающемся

Пути в самом Храме? Почему назван он "Скорбной Стезей", когда с каждым

шагом Путь все больше и больше сияет блаженной радостью? Вспомним, для

кого вначале этот Путь должен быть "Стезею Скорби". Вспомним, что

быстро поднимаясь в гору, опережая обыденную человеческую эволюцию,

результаты, которым суждено было сказаться в течение многих жизней,

неизбежно как бы сосредоточиваются на нескольких воплощениях, и на

этом кратком протяжении времени карма прошлого обрушивается на

человека с удвоенной потрясающей силой. Когда впервые таким образом

душа становится лицом к лицу со всей своей кармой, потрясающая сила

испытания заставляет ее страдать так, как она никогда еще не страдала.

Но и в этом случае не душа чувствует скорбь, а низшая природа, все еще

ослепленная и насильно ведомая высшей. Даже в этот час горького

испытания, когда все накопившееся за многие жизни встречает душу,

дерзнувшую бросить вызов своей душе, душа чувствует себя в обители

мира и радуется, что быстро совершается то, что иначе растянулось бы

на долгие жизни; она радуется, что в большом, но кратком огне остатки

прошлого всецело очищаются, давая душе свободно подниматься к

единственной желанной жизни.

Эта Стезя была названа "Стезею Скорби". С низшей точки зрения это

справедливо, ибо, вступая на нее, люди отказываются от многого, что

миру кажется радостным, от наслаждения чувств и всех видов

удовольствия, которые большинству людей кажутся цветами жизни. Но

решившаяся подниматься душа потеряла к ним вкус и не желает их больше:

она ищет неувядающих, непреходящих радостей. С одной стороны, это Путь

отречения; с другой — это отречение есть полнота радости, мира и

счастья. Это не есть выбор скорби вместо радости; это есть отказ от

преходящего счастья ради вечного блаженства, отречение от того, что

могут отнять внешние условия ради внутреннего богатства самой души,

которого не могут похитить никакие разбойники; эту радость земные

события не могут ни осквернить, ни затуманить, ни скрыть. Чем дальше

по Стезе подвигается душа, тем глубже становится ее радость, ибо

корень скорби в неведении. Правда, часто знанию предшествует острое

страдание, но это именно потому, что нет еще знания. Печаль сжимает

сердце тех, кто ради страдающего мира посвятил себя исканию Пути и

видит юре всех этих мужчин, женщин и детей, которые век за веком

возвращаются на землю и все не знают, почему они страдают; в них

вонзилось жало неведения, которое есть истинная сущность скорби.

Зрелище погруженного в неведение мира и борющихся среди мировой суеты

людей отзывается глубокой скорбью в сердце тех, которые станут

спасителями человечества; это заставляет их искать Путь освобождения.

Но оглядываясь на историю этих Великих Существ, поскольку может

передать такую повесть история или традиция человеческие, не ясно ли,

что агония, через которую Они проходили, имела место до того, как Они

увидели Свет? Это была мука беспомощности, отражение горя, которое Они

видели, не понимая причины и не зная средств исцеления. Остановимся на

скорби Божественного Человека, Будды, которому поклоняется треть

человеческого рода и вспомним, как Он искал причину страдания, как

скорбел о темноте и несчастии мира, не видя исхода. Он пережил горе и

самоотречение, отказался от жены, ребенка, дворца, домашнего очага,

царства и, вооруженный лишь чашей нищего, ушел в джунгли,