Неизвестен

Катехизис (глава 1)

почитают Ветхий Завет как истинное Слово Божие. Церковь всегда резко отвергала мысль отказаться от Ветхого Завета под предлогом того, что Новый Завет упраздняет его (Маркионова ересь).

123

Новый Завет

'Слово Божие, которое есть сила Божия во спасение каждого верующего, особым образом является в Писаниях Нового Завета и являет силу свою'. Эти Писания дарят нам окончательную истину о Божественном Откровении. Их главный предмет - Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, Его деяния, Его учительство, Его Страсти и Его прославление, а также рождение Его Церкви под действием Святого Духа.

124

Евангелия - сердце всего Священного Писания, 'поскольку они составляют первостепенное свидетельство о жизни и учении воплотившегося Слова, нашего Спасителя'

125

В создании Евангелий можно различить три этапа:

1. Жизнь и учение Иисуса. Церковь твердо считает, что четыре Евангелия, 'историчность которых она безоговорочно удостоверяетет, верно передают то, что Иисус, Сын Божий, живя среди людей, действительно творил и о чем Он учил для вечного их спасения, до того дня, когда Он был вознесен на небо'.

2. Устное предание. 'То, что Господь говорил и делал, апостолы, после вознесения Его, передали своим слушателям с тем более полным разумением, которому они были научены славными событиями жизни Христовой и наставлены светом Духа истины',

3. Письменный текст Евангелия. 'Священнописатели составили четыре Евангелия, выбирая из многого, что было передано устно или уже письменно, одно приводя в синтез, другое излагая с учетом состояния Церквей, наконец, сохраняя форму провозглашения, с тем, чтобы сообщать нам всегда истинное и подлинное об Иисусе'.

126

Четвероевангелие занимает в Церкви уникальное место, о чем свидетельствует то почитание, которым окружено оно в богослужении, и ни с чем несравнимое влечение, которое во все времена испытывали к нему святые:

127

Нет учения лучшего, более ценного и блистательного, чем текст Евангелия. Смотрите и запоминайте то, чему наш Господь и Учитель, Христос, учил словами Своими и что совершал делами

Превыше всего Евангелие поддерживает меня в молитвах; в нем я нахожу все, в чем нуждается моя бедная душа, Я всегда открываю там новый свет, сокровенный и таинственный смысл.

Единство Ветхого и Нового Заветов

Еще в апостольские времена и затем постоянно в Предании Церковь с помощью типологии освещала единство Божественного домостроительства в двух Заветах. Типология позволяет открыть в делах Божиих ветхозаветных времен прообразы того, что Бог совершил, когда настала полнота времен, в Лице воплотившегося Сына.

128

Следовательно, христиане читают Ветхий Завет в свете Христа умершего и воскресшего. Это типологическое чтение обнаруживает неисчерпаемое содержание Ветхого Завета, но не должно заставить нас забыть, что Ветхий Завет как Откровение сохраняет свою собственную ценность, подтвержденную Самим Господом нашим Вдобавок Новый Завет требует, чтобы и его читали в свете Ветхого. Раннее христианское учительство постоянно прибегало к Ветхому Завету. По старинному присловью, 'Новый Завет в Ветхом скрывается, в Новом же Ветхий раскрывается'.

129

Типология знаменует устремленность к исполнению Божиего Замысла, когда 'будет Бог все во всем' (1 Кор 15,28). Так, например, призвание патриархов и исход из Египта не теряют своей собственной ценности в замысле Божием оттого, что они одновременно представляют собой его промежуточные этапы.

130

V. Священное Писание в жизни Церкви

'В Слово Божие вложена такая сила, такое могущество, что оно есть поддержка и крепость Церкви, а для детей Церкви - крепость веры, пища души, чистый и неистощимый источник духовной жизни'. Нужно, 'чтобы христианам был широко открыт доступ к Священному Писанию'

131

'Изучение Священного Писания должно быть как бы душою священного богословия. Также и служение словом, то есть пастырская проповедь, катехизация и всякое христианское наставление, в котором литургическая проповедь должна занимать особое место, здраво питается и свято укрепляется словом Писания'

132

Церковь 'особенно и настоятельно увещает всех верующих во Христа (...) приобрести '..превосходное познание Иисуса Христа (Флп 3,8) через частое чтение Божественных Писаний, ибо 'не знать Писания - не знать Христа' (св. Иероним)'.

133

КОРОТКО

'Все Священное Писание - это одна книга, и эта одна книга есть Христос, ибо все Священное Писание о Христе говорит и все Священное Писание