Неизвестен

Катехизис (глава 1)

проникать в него все глубже и жить им все полнее.

99

Обязанность подлинно толковать Слово Божие вверена одному только Учительству Церкви - Папе и епископам в общении с ним.

100

Статья третья

Священное Писание

I. Христос - единственное Слово Священного Писания

В снисхождении Своей благости Бог, чтобы открыть Себя людям, говорит с ними человеческим языком: 'Ибо слова Божий, высказанные на человеческих языках, уподобились человеческому языку, как некогда Слово Превечного Отца, приняв на Себя немощь нашей плоти, сделалось подобным людям'.

101

Сквозь все слова Священного Писания Бог говорит одноединственное Слово: Свой единый Глагол, в Котором Он выражает Себя во всей полноте'.

102

'Вспомните, что это все то же Слово Божие, Которое простирается во всем Писании, что это все тот же самый Глагол, Который звучит из уст всех священнослужителей. Глагол, Который, будучи изначально Богом у Бога, не имеет там нужды в слогах, ибо там не подвержен времени'.

По этой причине Церковь всегда почитала Священное Писание, как почитает она и Тело Господне. Она неустанно предлагает верующим Хлеб жизни от трапезы Слова Божия и Тела Христова.

103

В Священном Писании Церковь непрерывно обретает питание и силу, ибо принимает от него не только человеческое слово, но то, что оно есть на самом деле, - Слово Божие. 'Ибо в Священных книгах Отец, Который на небесах, с великой любовью идет навстречу Своим детям и вступает в беседу с ними'.

104

II. Богодухновенность и истинность Священного Писания

Бог есть автор Священного Писания. 'Богооткровенная истина, которая содержится и излагается в книгах Священного Писания, запечатлена в них по вдохновению Духа Святого.

Святая Матерь Церковь, согласно своей апостольской вере, считает священными и каноническими все книги как Ветхого, так и Нового Завета, во всех их частях, так как, написанные по вдохновению Духа Святого, они имеют своим автором Бога, и как таковые они были переданы самой Церкви.

105

Бог вдохновил людей - авторов Священных книг. 'Для того, чтобы составить эти Священные книги, Бог избрал людей, к которым обратился, используя полностью их способности и силы, с тем, чтобы, при Его действии, в них и через них, они письменно изложили, как настоящие авторы, все, и только то, что Он хотел'.

106

Боговдохновенные книги учат истине. 'Так как все, что утверждают богодухновенные авторы или священнописатели, должно быть принято как утверждение Духом Святым, то нужно исповедовать, что книги Писания твердо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения восхотел запечатлеть в Священном Писании'.

107

Однако, христианская вера - это не 'религия Книги'. Христианство - это религия Слова Божия, 'не написанного и немого слова, но Глагола воплощенного и живого'. Чтобы Писание не осталось мертвой буквой, нужно, чтобы Христос, Вечное Слово Бога Живого, Святым Духом 'отверз нам ум к уразумению Писаний' (Лк 24,25).

108

III. Святой Дух, Толкователь Писания

В Священном Писании Бог говорит с человеком так, как говорят люди. Чтобы уметь толковать Писание, нужно обращать внимание на то, что авторы-люди действительно намеревались утверждать и что соблаговолил показать нам Бог через их слова.

109

Чтобы обнаружить намерения священнописателей, нужно учитывать условия их времени и культуры, 'литературные жанры', бытовавшие в ту эпоху, современные им способы восприятия, выражения, повествования. 'Действительно, истина предлагается и выражается различными способами в разных текстах исторических, в текстах пророческих, или в поэтических, или в других видах речи'.

110

Но в силу того, что Священное Писание богодухновенно, существует другой принцип верного толкования, не менее важный, чем предыдущий, и без которого Писание осталось бы мертвой буквой: 'Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью Того же Духа, под воздействием Которого оно было написано'.

II Ватиканский Собор указывает три критерия для толкования Писания в соответствии с Духом, вдохновившим его:

111

1. Прежде всего обращать большое внимание 'на содержание и единство всего Писания'. Ибо, как ни разнообразны книги, в него входящие, Писание едино в силу единства Замысла Божия, центром и сердцем которого - открытым со времени Своей Пасхи - является Христос.

112

Сердце Христово знаменует Священное Писание, а оно позволяет познать сердце Христово. Это сердце было закрыто до страстей, ибо Писание было