Х.Ч.

Янтра- йога

эти достижения стали устойчивыми. Поэтому в Янтра-йоге есть много методов дыхательной практики. Вот почему практика Янтра-йоги очень важна.

Что означает слово 'янтра'? Оно означает 'движение', по-тибетски трул кор (‘phrul ‘khor). В этом случае движения в сущности важнее, чем позы. Когда мы выполняем различные движения, меняется даже состояние дыхания. Дыхание связано с работой праны. Поэтому, если мы хотим управлять праной, нужно делать это, используя движения. Принцип Янтры - это принцип движений, которые используются для уравновешивания праны, а также для управления умом. В действительности управления умом не существует - существует только состояние созерцания, где нет никакого управления. Управление умом - лишь временное <средство>. Следует понимать, что существует состояние за пределами управления, которого нужно достичь, но это зависит от наших обстоятельств - начиная с существования тела, речи и ума и вплоть до природы ума. Природа ума кажется красивым выражением, но пока оно для нас почти ничего не значит, потому что нам незнаком его смысл. Например, если мы знаем, что такое ум, то, когда речь заходит о природе ума, мы думаем: 'Ну да, природа ума'.

С таким же успехом можно говорить о природе тела или о природе энергии, но если мы конкретно спросим себя, что такое природа энергии, нам придется признать, что мы этого не знаем.

То, что мы называем 'природой' чего-то, есть состояние этой вещи за пределами оценок и времени. Это не просто выражение - оно предполагает знание данного состояния. Как можно обрести такое знание? Конкретно используя в своей жизни тело и его движения, а также энергию и ум, мы можем получить много переживаний и благодаря этим переживаниям обнаружить, что означает природа ума. Благодаря переживаниям можно обнаружить даже такие вещи, которые невозможно объяснить.

Я приведу один очень приблизительный пример. Если кто-нибудь спросит меня, что такое сладкое, я могу сказать, что сладкое - это не горькое. Но если человеку не известно, что такое сладкое, я не знаю, что еще ему сказать. Если, чтобы объяснить вкус сладкого, мы скажем, что оно - не горькое, это уже предполагает конкретное переживание. Поэтому лучше избежать любых объяснений и, дав человеку конфету, сказать ему: 'Попробуй и скажи, какая она'. Съев кусочек сахара или конфету, он испытает вкус сладкого - вот что называется переживанием. Переживание связано с человеком, который его испытывает. Получить личное переживание тела, речи и ума - это единственный способ понять что-то, например, природу ума.

Относительный аспект тела, речи и ума понять не очень трудно. Тело - это материальное тело. Истинный смысл тела - ограниченное измерение. Говоря о своем теле, я не говорю, что мое тело - этот стол. Мое тело есть нечто ограниченное, рожденное матерью, а потом выросшее. Таково материальное тело каждого человека. Б равной степени ограничена и человеческая энергия. Говоря о чьей-то энергии, мы говорим об энергии, связанной с материальным телом и материальным миром. Когда говорят об уме, достаточно упомянуть такие его функции, как мышление и рассуждение, чтобы сразу понять, о чем идет речь. Следовательно, на уровне, который мы называем относительным, существуют вещи, которые мы можем объяснить и как-то продемонстрировать - благодаря этому их можно понять. Когда же речь заходит о природе ума, здесь все иначе, здесь демонстрировать нечего. Это область понятий которые можно открыть для себя в процессе практики, получив конкретные переживания. Поэтому и говорят, что необходимо заниматься практикой, в том числе медитацией.

Многие думают: 'Я совсем не духовный человек, меня не интересует медитация'. Неважно, верующий ли вы человек, относите ли вы себя к духовным людям или нет. Любой, кто интересуется своей жизнью, кто осознает себя живым существом, человеком, поймет, что такое медитация, как только откроет для себя собственные переживания. Дело не в том, духовный вы человек или нет, и не обязательно заниматься медитацией или становиться последователем какой-нибудь школы или традиции. Напротив, я думаю, что очень важно ясно понимать свою -жизнь и преодолеть интерес к тому или иному Учителю. Каким бы ни было Учение, важно думать не столько об Учении, сколько о самом себе. Это не значит, что я советую вам стать эгоистами, важничать и заниматься исключительно собственными делами - это значит, что в первую очередь следует разобраться в собственной жизни.

Человек, который, ничего не понимая в собственной жизни, постоянно говорит о прекрасных, восхитительных посторонних вещах,