Х.Ч.

Янтра- йога

которая сама означает движение. Используя движения и позы, мы можем управлять энергией. Под позой мы имеем в виду прежде всего позу лотоса, в которой можно долго оставаться с прямой спиной. Но если кто-то не умеет выполнять позу лотоса, не стоит беспокоиться - просто нужно понимать, в чем ее польза. Если держать спину прямой, бывает легче управлять энергией. Практиковать можно также стоя или сидя на стуле - главное держать спину прямой.

Вообще лучше держать спину прямой даже в тех случаях, когда мы не практикуем. Тот, кто привык практиковать йогу, держит спину прямой даже когда работает, потому что так ему легче управлять своей энергией. Ладони кладем на талию - большие пальцы направлены вперед, остальные - назад, чтобы хорошо открыть грудную клетку. Спина всегда должна быть прямой. В Янтре это называется позой Хумкары.

Хумкара был одним из учителей Падмасамбхавы и великим практиком тантры Янгдаг-херуки (Yang dag he ruka), которая очень широко распространена в школе нингмапа. Но Хумкара также передавал тантру пути преображения под названием Нондзог Гелпо, которую практикуют в Лонгдэ Дзогчена.

Пам Мипам Гонпо (Spam mi pham mgon po), который стал одним из самых видных учителей Лонгдэ, всю жизнь практиковал тантрийские методы, но не смог достичь реализации: ему все еще чего-то недоставало. Ему было уже много лет, когда он встретил Учителя Вайрочану (автора текста - источника данной разновидности Янтра-йоги), и, зная, что Вайрочана - великий учитель Дзогчена, он попросил его о сущностном Учении для достижения реализации. Вайрочана преподал ему самую суть, основное содержание учения Лонгдэ, то есть четыре да (brda). Да означает 'знак' или 'символ'. Четыре да определяют то, как нужно сидеть и смотреть, дабы контролировать энергию и получить нужное переживание. Четыре да - это символы ясности, пустоты, ощущения и единства всех трех, но не столько в смысле их объединения, сколько в том смысле, что одновременно используя эти методы, можно получить переживание.

Итак, Вайрочана объяснил простыми словами, как применять метод четырех да. Пам Мипам Гонпо был так стар, что не мог долго сохранять позу, поэтому Вайрочана дал ему трость, на которой записал это краткое Учение. Некоторое время Пам Мипам Гонпо практиковал, используя эту трость, после чего обрел реализацию и стал очень известным Учителем. Когда он встретил Вайрочану, ему было около восьмидесяти лет, и говорят, что он прожил двести лет и реализовал Тело Света, практикуя метод Нондзог Гелпо, который передал ему Вайрочана. Этот метод, включая визуализацию, практику праны и т.д., является источником Янтра-йоги и исходит главным образом от Учителя Хумкары.

Для выполнения этой практики мы принимаем позу Хумкары или садимся в позу лотоса с прямой спиной, грудная клетка открыта, ладони на бедрах. Если вы не умеете сидеть в позе лотоса, можно использовать любую другую позу, которая позволяет вам держать спину прямой, а грудную клетку раскрытой.

Второй аспект этой практики, который касается ума, - это сосредоточение. Мы представляем себе, что измерение нашего тела - чистое, ясное и прозрачное. По-тибетски это называется ранг лу таг сэл ку (rang lus dag gsal sku). Ранг лу означает 'тело', таг означает 'чистый', сэл - 'ясный' и ку - 'измерение'. Когда мы делаем практику, связанную с преображением, нам не нужно визуализировать себя таким образом, потому что мы уже преобразились. Например, выполняя практику, связанную с Ваджрайогини, мы сами проявляемся в образе Ваджрайогини, а выполняя практику херуки Калачакры, мы уже приняли образ этого божества. Это значит, что мы используем путь преображения.

Если же мы не практикуем какой-то конкретный метод преображения, следует использовать принцип чистого измерения, нанг тонг ни йермэдпэй у (snang stong gnyis dbyer med pa’i dbus). Нанг означает 'проявление', тонг означает, что наше измерение проявляется как чистое, ясное и невещественное, нематериальное. Это подразумевает, что видимость проявляется, но ее сущность - пустота. Йермэд означает, что пустота неотделима от видимого, проявленного. Пример нанг тонг- отражение луны в воде. Мы можем увидеть в воде луну, но в действительности луны там нет. Это тот же принцип, что и отражение в зеркале. Следовательно, так мы понимаем, что наше измерение проявляется, но его сущность нематериальна.

В центре этого измерения находится центральный канал, который обладает шестью признаками. Эти шесть признаков - средство дня понимания его качеств: например, мы говорим, что он нематериальный, открытый наверху и закрытый внизу,