йоги всегда один и тот же: понимать свое существо и работать с ним, чтобы обрести состояние за пределами всех проблем.
Что касается Янтра-йоги, которую практикуем мы, многие спрашивают, что это за йога, похожа ли она на Хатха-йогу индийской традиции или на пранаяму (то есть практику праны, или жизненной энергии). В действительности Янтра-йога используется для созерцания. Созерцание означает постижение собственного совершенства. Янтра-йога, которую практикуем мы, обладает определенными особенностями. Тот, кто с ними не знаком, может подумать, что она связана с визуализацией божества или мандалы, потому что этот аспект очень важен, особенно в традиции буддийского тантризма. Поэтому люди иногда спрашивают: 'Какое божество следует визуализировать? В кого нужно преображаться?' Тот, кто знаком с этой практикой, может использовать визуализацию и преображение, но тот, кто ее не знает, тоже может практиковать.
III. Значение тонгра и центральный канал
В Янтра-йоге мы начинаем с визуализации тонгра (stong ra), или измерения пустоты, которое, прежде всего, означает наше собственное измерение. Наше измерение не ограничено пределами человеческого тела: нам приходится работать, основываясь на том, как мы себя воспринимаем. Это главное. Например, если я закрою глаза и постараюсь понять, каким я себя ощущаю, то смогу ощутить себя маленьким, среднего размера или большим.
Независимо от того, делаю я практику преображения или нет, у меня всегда будет возникать четкое ощущение собственного присутствия. Если я ощущаю свое присутствие как что-то прозрачное, это ощущение называется тонгра. Если кто-то практикует визуализацию тонгра или преображается в божество, скажем, в Калачакру или Хэваджру, абсолютно ничего не меняется. Тот, кто привык к практике преображения, может считать, что всегда необходимо выполнять именно эту практику. Но метод практики зависит от привычек и знаний каждого конкретного человека. Если кто-то очень хорошо освоил методы преображения, это прекрасно, но на Западе многие совершенно не имеют такого опыта, и если они захотят научиться визуализации преображения, им придется начинать с самого начала. Поэтому лучше не создавать для себя слишком много проблей и просто иметь присутствие так называемого тонгра, или чистого измерения.
Используя это измерение, мы упражняемся в визуализации центрального канала. Визуализировать основные каналы и чакры и тому подобное - очень важно, но не нужно думать, что делать это обязательно или что у того, кто не делает такую визуализацию, нет возможности себя реализовать. Тем не менее, визуализация каналов является идеальным методом, потому что у нас есть материальное тело, которое связано с деятельностью органов чувств и ощущением энергии. Обычно, если мы фиксируем внимание на какой-нибудь точке тела, вся жизненная энергия собирается в этой точке, но результат, который мы получаем, бывает разным в зависимости от места, где мы сконцентрируем энергию. Сосредоточивая ее в головной чакре или, например', в горловой или сердечной чакре, мы получим разные результаты.
Если во время практики возникает некое ощущение, нужно работать с ним и с переживанием. Это важный момент. Поэтому мы визуализируем центральный канал, который по-тибетски называется ума (dbu ma). Ума означает 'срединный', 'центральный'. Этот канал также всегда символизирует изначальное состояние. Если же мы рассматриваем ум и природу ума, то центральный канал символизирует природу ума. Но в визуализации участвуют и два других канала, которые символизируют наше двойственное понимание.
Мы живем не в состоянии природы ума - несмотря на то, что природа ума существует, мы всегда живем в рамках собственных ограничений, в условиях двойственного видений. Если мы спросим человека, как он поживает, то в ответ Можем услышать 'хорошо' или 'плохо'. Но даже сам факт, что мы спрашиваем человека, как он поживает, подразумевает двойственное видение. Это предполагает, что мы думаем: он живет или хорошо, или нет. Мой вопрос уже обусловил ответ, который должен гласить 'хорошо' или 'плохо'. Мы всегда живем в таком двойственном состоянии. Жизнь в двойственном состоянии - не ошибка, а наша единственная возможность, потому что других альтернатив мы не знаем. В сущности, если мы слышим о чем-то таком, что не является ни хорошим, ни плохим, у нас нет представления, о чем идет речь. Иметь какое-то третье понятие - очень трудно; максимум, что мы можем себе представить, это нечто нейтральное, но мы даже не знаем, что оно по-настоящему означает. Таков уж уровень нашего ума, которому