Х.Ч.

Янтра- йога

одним из главных Учителей Падмасамбхавы, который получил от него Учения о пути преображения и многие методы Нгондзог Гелпо. Когда Падмасамбхава передавал Вайрочане Янтра-йогу, он сказал ему, что это Учение, связанное с практикой Нгондзог Гелпо, он получил от Хумкары.

Эта история важна для понимания происхождения Янтра-йоги.

II. Введение в Янтра-йогу

Когда мы говорим о Янтра-йоге, многие думают, что это нечто вроде гимнастики, используемой в йоге. Конечно, в практике йоги есть движения и позы, но они - вещи относительные. Главная цель состоит не только в том, чтобы сделать тело более подвижным, потому что это не чисто физические упражнения. Основа Янтра-йоги или любого другого Учения - достичь понимания своего состояния, своего бытия.

Каждый из нас заинтересован в том, чтобы понять свое состояние, независимо от того, верим мы в какую-то систему или традицию или не верим. Ведь если человек решает чему-то следовать, исходя из слепой веры, то это вовсе не идеальное решение. Гораздо важнее попытаться по-настоящему понять свое истинное состояние. Например, мы прекрасно знаем, что если у нас возникнет проблема со здоровьем, мы сразу постараемся ее разрешить: возможно, пойдем к врачу и станем принимать какие-то лекарства или последуем совету сведущего человека. Но врач может сказать: 'Мне очень жаль, только я ничего не могу сделать. Излечить эту болезнь невозможно'. Что нам делать, если такое случится? У нас можем возникнуть мысль: 'Возможно, существует какой-то другой выход...' - в том числе и намерение обратиться за консультацией к другому врачу или использовать любые другие возможности, потому что найти выход - в наших же интересах. Или кто-то может сказать: 'Некоторые болезни, от которых невозможно исцелиться здесь, лечат на Филиппинах, там есть искусные целители, умеющие руками извлекать болезнь наружу'. Многие люди действительно так думают и слепо верят в это. Если же человек здоров, он может критиковать такой подход, потому что перед ним подобной проблемы не стоит. Когда человеку приходится столкнуться с конкретной проблемой, ему становится не до философии, религии или традиции. Он просто старается найти выход.

Так обычно бывает. Следовательно, мы прежде всего должны понять свое истинное состояние.

Обычно в Учении йоги говорится, что каждый человек существует в качестве трех аспектов. Эти три аспекта присущи нам всем, независимо от того, верим мы в религию или во что-то еще или не верим. Человек может ни во что не верить, однако он прекрасно знает, что если его ударят, ему будет больно. Если однажды вечером у него случится сердечный приступ или заболит живот, то он сразу в это поверит. Вот что значит 'верить' - именно это, а не склонность что-то обусловливать или ограничивать. Проблемы бывают у каждого, потому что все мы существуем в трех аспектах.

Первый аспект - физическое тело. Каждый день мы едим и пьем, а каждую ночь спим. Если мы не поспим пару ночей, то станем раздражительными, а если не поедим или не попьем, у нас возникнут другие проблемы. Это означает, что мы зависим от своего состояния. Обычно мы осознаем свое физическое существо - мы говорим о нем и вынуждены с ним считаться.

Но на этом наше существо не кончается - есть и другие аспекты существования. Другой аспект, который еще более важен, - это аспект энергии или того, что в йоге называется праной, жизненной силой. Если жизненная сила человека не уравновешена или нарушена, у него возникают более серьезные проблемы, чем просто физические. Множество людей находится в клиниках или лечебницах для душевнобольных. Что происходит с человеком, когда у него возникает душевная болезнь и проявляются многочисленные расстройства и нарушения? Такой человек совершенно не способен отвечать за себя, и для него остается единственный выход: лечь в больницу и отдать себя в руки врачей. Когда душевнобольной поступает в лечебницу, то, если он чрезмерно возбужден, его привязывают к кровати, потому что справиться с энергией нелегко. Если у кого-то возникает болезнь кишечника - а это физическая проблема, - то на помощь приходит наука и передовая современная техника: ему вскрывают брюшную полость, вырезают больную ткань и зашивают разрез. Это называется физическим уровнем. Но, к сожалению, мы не знаем, как отрезать энергию и как пришить ее обратно. В итоге, когда у человека возникают такие расстройства или нарушения, как безумие, врачам остается только привязать его к кровати. Никто не знает, что делать, и никакие способы лечения неизвестны. На этом примере можно понять: даже если мы пребываем