Х.Ч.

Янтра- йога

прямой, светящийся изнутри и прозрачный и т.д. Центральный канал, который заканчивается на четыре пальца ниже пупка, связан с пупочной чакрой, которая олицетворяет главную основу энергии, - по-тибетски она называется тэва, что означает 'центр'. Посередине центрального канала, на уровне пупка, мы визуализируем синий ХУМ. Слог ХУМ символизирует состояние, природу ума, синий цвет олицетворяет глубину этого состояния, которое является не реальным и не конкретным, но глубоким, как спокойное, темно-синее вечернее небо. Почему? Потому что оно - бездна. В действительности небо не обладает цветом, так же и цвет ХУМа невозможно определить, но синий цвет символизирует глубину природы ума.

В центре пупочной чакры мы представляем ясный светящийся синий ХУМ, а затем визуализируем, что ума, центральный канал, постепенно начинает расширяться и увеличиваться, пока не достигнет размера нашего материального тела. Потом он медленно уменьшается, пока не станет тоньше волоса. Когда он увеличивается до размера тела, пупочная чакра и ХУМ тоже увеличиваются. Мы выполняем это мысленное упражнение много раз, сосредоточивая всю свою энергию.

Когда эта визуализация станет устойчивой, ее следует объединить с дыханием. Сначала мы вдыхаем, затем, выполняя визуализацию, задерживаем дыхание - когда мы проделаем это достаточное число раз, на задержке дыхания канал и ХУМ достигают наибольшего размера. Затем, во время выдоха, они уменьшаются. Выполняя эту практику, не следует форсировать задержку дыхания. Кто-то может подумать: 'Какая интересная практика, она мне нравится', и задерживать дыхание до состояния удушья, тем самым создавая препятствия для развития практики. Никогда не нужно себя насиловать: способности следует развивать постепенно.

Когда центральный канал и ХУМ достигнут размеров тела, можно развить визуализацию еще дальше, увеличивая их до размеров комнаты, в которой мы находимся, затем - города, страны, континента и всей планеты. Постепенно мы развиваем эту визуализацию, пока она не станет такой же огромной, как наше представление обо всей вселенной.

В тексте есть важный раздел о карме. У всех нас есть кармические следы: наше человеческое кармическое видение и все нечистое видение есть порождение кармы. При использовании этого метода все зрительные образы и кармические следы очищаются в их собственное состояние. Поэтому такая визуализация - не только способ практики, в котором <центральный канал> напоминает воздушный шар, который раздувается и опадает: благодаря ей автоматически происходит очищение.

Кроме того, это еще и важный метод, помогающий объединить все в энергии праны. Живя в двойственном состоянии, мы полагаем, что прана человека и внешний мир - это две отдельные вещи, даже если умом понимаем, что в их основе лежит единый принцип. И только реализовав это понимание, мы обретаем способность по-настоящему осуществлять единство. Говорят, что реализовавшие учение Тантры, могут взглядом перемещать предметы, - это не чудо, а реальная способность, которая проявляется, когда человек обладает умением объединять прану с другими видами энергии.

Поэтому для достижения единства важно делать эту визуализацию. Затем мы снова делаем визуализацию, расширяя и сужая центральный канал и ХУМ, и, когда они снова становятся тонкими, сохраняем присутствие слога ХУМ. Это также называется тронду (‘phro ‘dus), что означает распространение и поглощение.

Далее, существует аспект речи и метод дыхания. В этой практике мы вдыхаем через два боковых канала, которые можно визуализировать по-разному. Иногда правый и левый каналы обвивают друг друга и соединяются в основании центрального канала, иногда их визуализируют прямыми. В некоторых практиках, связанных с ощущением, боковые каналы соединяются в каждой чакре. Все эти системы правильны, потому что каналы не являются физическими элементами, а символизируют движение энергии, энергия же циркулирует в соответствии с тем, как мы ее визуализируем. Визуализация правого и левого каналов зависит от того, какую практику мы выполняем.

Если мы, как в этой практике, объединяем энергию боковых каналов в пупочной чакре, то нужно вдыхать и удерживать воздух. В этом случае два канала, через которые входит воздух, визуализируются прямыми и не соединяются в каждой чакре, потому что мы не работаем с чакрами. Узнав, что существуют разные методы, не следует приходить в замешательство: нужно понимать, что разные методы связаны с разными целями.

Дыхание кармической праной, то есть воздухом, который мы вбираем через ноздри, должно быть медленным и долгим.