Х.Ч.

Янтра- йога

образам - форме и цвету каналов и чакр. В Янтре есть пять или шесть основных методов визуализации каналов и чакр. Сейчас я объясню вам один из них, называемый санглунг (gsang rlung).

Санг означает 'тайный', лунг означает 'прана', но обычно это обозначает воздух. В разных традиционных учениях представление о воздухе связано с представлением о жизненной энергии. Например, в айкидо, практике, происходящей из Японии, говорят о ки, символе энергии. В китайском языке то же слово и то же качество называется ци. В Китае ци обозначает воздух, но в даосской практике оно также обозначает прану.

В тибетском языке слово лунг тоже обозначает воздух. Например, в тибетской медицине одна из трех телесных составляющих называется лунг, но в текстах говорится, что лунг- это характерная функция праны. Тем не менее, говоря о лунг, мы имеем в виду и воздух, которым дышим. Например, по-тибетски, дыхательные практики называются практиками лунг, но в этом случае имеется в виду не только дыхание, но, прежде всего, жизненная сила. Однако жизненная сила всегда связана с дыханием. Управление праной, или жизненной силой, достигается благодаря дыханию, которое является фактором, наиболее близким к понятию 'прана'. Из трех аспектов нашего существа - тела, речи и ума - речь представляет собой звук, производимый посредством дыхания. Но это еще и жизненная энергия, и мантра. Все эти аспекты взаимосвязаны. Следовательно, лунг также означает жизненную энергию.

Почему эта практика называется санглунг! Обычно прана, энергия, дыхание и воздух считаются чем-то тайным - не в том смысле, что их необходимо скрывать, а в том смысле, что их нелегко увидеть. Физическое тело можно увидеть в любой момент, это то, благодаря чему люди узнают друг друга, но речь и ум увидеть нельзя, поэтому в сравнении с телом, их называют тайными, поскольку их природа скрыта. Функция энергии элементов тоже является скрытой. Говорят, что материальное тело создано из элементов, но его жизненная функция, то что делает его живым, невидима. Поэтому энергия в целом может быть названа скрытой, тайной. Но если взять термин санглунг, то здесь слово 'тайный' относится к способу выполнения дыхания. Благодаря этому методу энергия скрыто удерживается в центральном канале.

Что означает удержание или замыкание <энергии> в центральном канале? Как уже было сказано, если мы рассеянно дышим через солнечный и лунный каналы, то это путь к перерождению. Но это еще и путь к продолжению жизни: ведь если мы перестанем дышать, жизнь прервется. Когда мы рассеянны, то совершаем всевозможные действия, порождающие так называемую карму, - поэтому обычное дыхание называется кармическим. Когда живое существо появляется на свет, оно рождается со своим особым качеством, которое является следствием кармы.

Если я родился тибетцем, значит, для этого есть своя причина. Если я существо другого вида, причина несомненно порождена кармой, и эта причина связана с праной, с дыханием. То, как мы дышим сегодня, может стать причиной для будущего - вот почему дыхание называется кармическим.

Но если мы больше не хотим оставаться рассеянными, а хотим владеть собой, своим умом, то нужно прежде всего управлять своим кармическим дыханием. В тантризме главный метод называется 'замыкание, удержание в центральном канале'. Согласно тантрийскому Учению, центральный канал символизирует единство солнечной и лунной энергий. Центральный канал - это средство для того, чтобы не оставаться в этих двух ограниченных аспектах, но оказаться в состоянии объединения, или, если мы обладаем большим знанием, оказаться в недвойственном состоянии присутствия за пределами двойственных представлений.

Вдыхая, мы замыкаем два вида кармического дыхания в центральном канале. Человек, реализовавший эту практику, больше не зависит от кармического дыхания. По-тибетски это называется санглунг умар чингпэй таб (gsang rlung dbu mar chings pa’i thabs), или управление дыханием в центральном канале <букв. связывание тайной праны в срединном канале>.

В этой практике есть три основных момента, связанных с телом, речью и умом, - если мы не будем одновременно работать с этими тремя аспектами своего существа,

практика тоже не будет работать. Работая же с этими тремя аспектами одновременно, мы всегда получим результат.

Прежде всего, существует аспект тела, то есть поза, способствующая управлению энергией. В сущности, энергия очень зависит от положения тела: когда я лежу или держу спину прямо, состояние праны бывает разным. Поэтому в йоге есть много поз и движений, и больше всего их в Янтре,