не можем слышать, без носа не можем чувствовать запах и т.д.
Поэтому голова и называется 'головой'. Защищая голову, мы проявляем свою привязанность. А поскольку мы знаем, что сильная привязанность может создать много проблем, лучше уметь расслабляться - тогда будет намного легче решать проблемы.
Даже если проблема очень серьезная, бывает намного легче ее решить, если мы расслаблены и не придаем ей слишком большого значения. Необходимость ослаблять свою напряженность - очень важный момент, хотя сделать это не всегда легко. Если вы попросите нервного человека расслабиться, он может лечь. Но лечь - не значит расслабиться. Ведь существует не только тело, но еще и энергия и ум, и пока мы не сумеем расслабить ум, - мы всегда будем напряжены и возбуждены. Единственная система, помогающая расслабить ум - это медитация. Поэтому медитация так важна.
Некоторые методы медитации учат думать или визуализировать посредством сосредоточения на каком-то предмете. Но на этом медитация не заканчивается. Если вы медитируете, что-то визуализируя или о чем-то думая, это то же самое, что сосредоточить тело, речь и ум на этом объекте. Сосредоточиваясь на чем-то, мы избавляемся от беспорядочного блуждания мыслей. Например, когда я фиксирую пристальный взгляд на объекте, все мои мысли исчезают. Если вместо фиксации я попытаюсь не думать, у меня почти всегда возникнет еще больше мыслей, если же кто-нибудь велит мне непрерывно о чем-то думать, то, скорее всего, мыслей станет меньше.
Когда наш ум пребывает в таком состоянии, единственный способ преодолеть подобную сумятицу - фиксация на объекте. Впоследствии, по мере развития практики, после фиксации на объекте вы ослабляете сосредоточение и тогда можете обнаружить состояние, в котором нет напряженности, сопровождающей возникновение мыслей. Так мы можем научиться расслабляться даже в присутствии мыслей. В этом и заключается принцип: визуализируя центральный канал или ощущая его присутствие, мы сдерживаем блуждание мыслей. Центральный канал - это не что-то физическое, а символ нашей энергии.
Поскольку наше материальное тело - вытянутое, его энергию символизирует длинный канал. Мы визуализируем центральный канал посередине тела, рядом с позвоночником; на уровне макушки он открыт, а внизу, на расстоянии четырех пальцев ниже пупка, - закрыт. Мы представляем его прозрачным <ясным>, розоватым внутри и голубым снаружи: розовый цвет символизирует свет, а голубой - пустоту и нематериальное состояние. В действительности, глядя в пространство, мы видим небо голубым потому, что пространство, пустое и бездонное, кажется голубым. Таким образом, центральный канал символизирует наше истинное состояние.
Прежде всего необходимо сосредоточиться на этом присутствии, потому что сильно сосредоточившись, мы избавляемся от блуждания мыслей. Затем мы объединяем эту визуализацию с дыханием: когда мы вдыхаем, центральный канал увеличивается, пока не сравняется с нашим физическим телом. Когда мы выдыхаем, центральный канал сокращается, пока не станет тонким, как волос. Так мы повторяем несколько раз, с каждым разом все больше увеличивая центральный канал, пока он не только достигнет величины нашего тепа, но будет становиться все больше - величиной с дом, где мы находимся, со страну, с планету, со всю вселенную, - при этом все время объединяя визуализацию с дыханием, непрерывно расширяя и сужая канал.
Это тоже способ объединения. Развив некоторую способность визуализировать центральный канал, мы овладеваем очень важным средством объединять энергию праны со всем остальным. Эту практику следует повторять много раз. В любой практике, когда мы выполняем четкую визуализацию, это позволяет нам управлять собственным умом и сдерживать блуждание мыслей, но в то же время необходимо постараться расслабиться и избегать нервозности.
Если нам удается расслабиться, одновременно практикуя разнообразные визуализации, это означает, что можно объединить практику с созерцанием. В этом случае мы не только имеем представление о центральном канале, но ощущаем присутствие, которое является признаком центральной энергии; какая бы мысль ни возникала в это время, какое бы ощущение ни присутствовало, все, что мы видим или чувствуем, входит в это измерение. Так мы погружаемся в созерцание.
Постарайтесь выполнять эту практику. Совсем не обязательно сохранять неподвижность наподобие статуи Будды, - просто старайтесь выполнять ее в любое время: это очень полезно.
VII. Дыхание цадул
В текстах Янтра-йоги, написанных великим Учителем Вайрочаной, одна из предварительных