Х.Ч.

Янтра- йога

Что мы считаем хорошим? Обычно мы представляем себе некое чистое измерение, вроде рая. Его противоположность - измерение страдания. Что же является основой страдания? В основе всех проявлений сансары или перерождения - пять страстей. Пять концов ваджры по сути и символизируют пять страстей. Но на уровне чистого видения природа, истинные условия этого состояния проявляются как пять Дхьяни-будд, которые олицетворяют наше истинное состояние, природу ума. Если присутствует работающая энергия, для которой мы часто используем материальные символы, то существует и ее природа. Может быть сейчас, когда мы живем в относительных условиях, она для нас остается просто умственным понятием. Тем не менее говорят, что пять страстей могут проявляться как пять мудростей. Поэтому и положительная, и отрицательная стороны, и чистое видение, и нечистое связаны с принципом этого шара или тиглэ, который символизирует наше состояние.

Ваджра символизирует метод. Если я хочу кому-то передать смысл чего-либо, мне необходимо найти способ как это сделать. Предположим, мне нужно найти способ, как объяснить, что такое сладкое, человеку, который этого не знает. Я могу спросить его, знает ли он, что такое горькое, чтобы он по крайней мере мог понять, что мы говорим о вкусе. Так я нахожу способ передачи. Про того, кто находит такой способ и входит в видение человека, говорят что он владеет методом.

Применение этого метода не предполагает введение какого-то правила, поскольку метод связан с тем, кто именно в нем заинтересован. Если заинтересованное лицо - не человек, а слон, тогда тот, кто владеет Учением и хочет его передать, должен войти в измерение слона. Если он умеет входить в это измерение, значит, он умеет практиковать метод: ведь переживание слона действительно отличается от переживания человеческого существа. Но в этом случае тот, кто учит и передает, должен обладать пониманием восприятия <того, кому он передает>. Вот что значит метод: способность передавать на основе особенностей восприятия <конкретных существ>.

В тантризме символ метода - ваджра с пятью концами сверху, пятью концами снизу и шариком посередине; он символизирует состояние каждого человека, как оно есть. Что означает слово 'ваджра' на санскрите? Есть много толкований, но в основном оно означает нечто такое, что нельзя изменить никогда и ни при каких обстоятельствах. Его состояние всегда будет таким, как оно есть. Вот что такое ваджра. Почему его нельзя изменить? Потому что он не находится в рамках времени или относительного состояния. Все, что подвержено изменению, обязательно находится во времени, истинное же состояние этой вещи - за пределами времени. Итак, ваджра означает истинное состояние, и в качестве символа этого состояния мы используем образ ваджры.

Но есть и другой аспект, аспект функции, который в тантризме символизируется звуком, а символ звука - это образ колокольчика. Образ ваджры важен, потому что он символизирует метод, но образ колокольчика столь же, важен. Смысл колокольчика - звук: его образ символизирует звук. Что такое звук? Это нечто такое, что распространяется в виде вибраций, которые мы воспринимаем, но не видим. поскольку они не обладают ни формой, ни цветом. Слыша произнесенное слово, мы понимаем его смысл, но не можем сказать, что оно имеет цвет или форму. Хотя слово находится вне формы и цвета, мы, тем не менее, слышим его благодаря вибрациям. Это и есть звук.

Нынче в Америке многие люди лечатся звуком и говорят, что это тибетский метод лечения. Я не уверен, что тибетцы используют звук как лекарство, но не могу исключить такую возможность, потому что если мы углубимся в истинный смысл знания, то увидим, что это вполне возможно. Звук действительно может проникать в наше состояние и влиять на него.

Итак, звук символизирует нашу энергию. Вот почему мы произносим мантры. Практически мантра и означает звук. Учителя, которые учили с самого начала и передавали силу мантры, для передачи ее использовали звук. И мы тоже сможем реализовать действие мантры только в том случае, если, прежде чем станем повторять ее во время практики, получим передачу ее звучания. Таким образом, звук - это общий символ нашей энергии, и в тантризме колокольчик действительно символизирует нашу энергию.

В тантризме самое важное божество именуется Ваджрадхара, что означает 'носитель знания' <так в тексте>. В тибетском языке метод и энергия называются таб (thabs) и шераб (shes rab). На санскрите шераб - это праджня, что означает функцию, живую и непрерывную. Например, состояние созерцания называется