Монро Роберт

Далекие путешествия

За несколько лет до издания своей книги Роберт Монро добровольно прошел глубокий психиатрический и психологический осмотр. Он позволил подвергнуть себя интенсивным психиатрическим собеседованиям и целому ряду разнообразных психологических тестов. Роберт Монро никогда не проходил какого-либо психиатрического лечения. На протяжении своей примечательной карьеры продюсера и предпринимателя он показал себя прекрасным и деятельным работником.

Ознакомившись с результатами исследований, мы выяснили, что первые внетелесные переживания начались у него только в сорок два года. Он получил традиционное южное воспитание, вырос в семье замечательных и преуспевающих родителей. С самого раннего возраста Роберта увлекала мысль о полете. Мальчиком он строил модели самолетов, уже в старших классах начал учиться пилотировать летательные аппараты, а позже стал опытным летчиком-любителем. Кроме того, его захватывала идея самого движения. Например, у него прекрасно сохранились детские воспоминания о поездках по железной дороге.

В 1974 году Толпин связала подобные интенсивно развивающиеся увлечения с грандиозной фантазией, которую она назвала страстью Дедала. Разумеется, это название основано на мифе о Дедале, который был одержим желанием взлететь над морем и изготовил из воска крылья. Икар, сын Дедала, также заразился жаждой полета, поднялся в небо на таких крыльях и подлетел слишком близко к Солнцу.

Воск расплавился, и Икар рухнул в море, тогда как его отец Дедал продолжил полет. Толпин постулировала тесную взаимосвязанность этого мифа с увлечением полетами, возникающим в определенном возрасте: младенец переживает первичное экстатическое наслаждение, когда отец, мать или родственники подбрасывают его вверх.

Эта грандиозная архаическая фантазия преодоления силы тяготения и полета в воздухе обычно усмиряется в процессе взросления и переносится на тягу к высоким достижениям и прочие сублимированные формы деятельности. Например, девяти лет от роду Толстой выпрыгнул из окна в попытках взлететь и серьезно пострадал. Однако он так никогда и не избавился от веры в то, что человек в буквальном смысле способен летать. В его книгах встречаются экстатические описания слияния с Луной, которые Толпин связывает с фантазией мистического единения с матерью, - та умерла, когда Толстому было всего два года. Несомненно, раннее проявление грандиозной фантазии позже преобразилось в необычайное писательское мастерство и творческую силу. Сходные эпизоды можно встретить в биографии Уинстона Черчилля: в восемнадцатилетнем возрасте он спрыгнул с моста и застрял в кронах деревьев.

Позже эта фантазия постепенно перенеслась из области буквальных действий в царство мышления и проявилась в его воодушевляющих выступлениях, - например, в речи Мы никогда не сдадимся. Толпин приводит еще один пример: руководствуясь желанием взлететь, шестилетний мальчик спрыгнул с кружащейся карусели и пришел в ярость, когда мать сказала, что люди не умеют летать. Позже его тяга к полетам превратилась в желание стать летчиком.

Наблюдаемая у Монро увлеченность внетелесными путешествиями схожа с взрослым вариантом фантазии Дедала. Грандиозное желание детства сменилось не только внетелесными переживаниями в зрелом возрасте, но созданием целого института, деятельность которого посвящена исследованию подобных эзотерических явлений.

Таким образом, в Роберте Монро можно увидеть, пожалуй, самое непосредственное преображение детского стремления взлететь, поскольку в данном случае оно превратилось в не менее грандиозную мечту взрослого человека. Однако он использовал свой интерес весьма гибко и продуктивно, в отличие от обычных саморазрушительных и непрактичных способов. Вполне возможно, что именно это настойчивое желание летать было определяющим побуждением тех людей, которые постигли эзотерическое разнообразие внетелесных переживаний, то есть путешествия в отдаленные области, погружения в иные, фантастические и невыразимые миры.

Подобное рассуждение может не относиться к более повседневным случаям, когда человек всего лишь обнаруживает, что парит под потолком над своим телом.

Если устойчивое стремление сбросить оковы приземленного материального тела было одним из определяющих факторов внетелесных переживаний Монро, то, что представляют собой остальные побудительные причины? История жизни Монро показывает, что в детстве он не перенес никаких серьезных травм и, напротив, был окружен чрезвычайно благоприятными для творчества условиями. Его мать, преуспевающий врач, обладала достаточно своеобразными