если после этого периода человеческое тело предать одной из стихий, душа попадёт на какое-то время в эту стихию. Для этого и существовал специальный обряд, называемый Тризной.
Археологические раскопки и описание путешественников донесли до нас четыре способа захоронения умерших людей, которые использовали наши предки: сжигание и хранение пепла в урнах в красном углу дома (в этом случае душа попадает в эгрегор огня); сжигание и развеивание пепла по ветру (душа присоединяется к эгрегору воздушной стихии); закапывание в землю, и наконец, помещение усопшего в ладью, которую поджигали и пускали свободно плыть по реке. В последних двух случаях душа соединялась соответственно с земной и водной стихиями. Способ захоронения зависел от часа наступления смерти, ибо каждому часу суток соответствует своя стихия.
Из дошедших до нас сведениях о богах, можно сделать практически однозначный вывод, что стихиями огня, земли, воздуха и воды могли управлять соответственно только: Ярило, Макошь, Стрибог и Купала.
ЯРИЛО. На Руси было известно четыре огненных бога: Хорс, Перун, Яровит и Ярило, но за стихию огня мог быть ответственен только Ярило, ибо Яр на древнерусском (борейском) означает сила, а суффикс -ило- указывает на производителя этой силы, сравните чудо и чудило. Хорс - менее изученный бог, о нём практически нет никаких сведений, но распространённость корня -хор- в таких известных словах как хоровод, хор, хорошо (от слова хорсо) указывает на его большее отношение к человеку, чем к стихии. Перун-громовержец был почитаем как главный бог, поскольку во владимирской реформе именно он поставлен во главу Пантеона. Имя бога Яровит, состоящее из двух корней: -Яр- и -вит (вспомните выражение витать в облаках, т.е. взлетать) означает, таким образом, периодическое проявление силы. Только Ярило - постоянный производитель силы способен осуществлять функции бога огненной стихии.
Сведения о Яриле исследователи почерпнули в основном из этнографических данных, записей народных праздников и обрядов. По представлениям белорусов это всадник в белой одежде, на белом коне, молодой красивый мужчина, босой, держащий в правой руке человеческую голову (последствия влияния лунного культа), а в левой снопик ржаных колосьев. Иногда при заговорах у белого всадника появляются два сына, что отсылает нас к древнейшим доевропейским культам Близнецов.
По поводу трёх других стихий вопросов не возникает, поскольку ещё в досоветский период исследователи славянских богов определили, к каким стихиям они относятся.
МАКОШЬ. Культ Макоши был весьма распространён на Руси, ряд исследователей связывают её со всем нижним, левым, тёмным, влажным, с дождём, ночью, половой жизнью и плодородием. К сожалению ни одно из этих представлений не соответствует действительности. В разных местах России встречаются различные произношения: Мокошь, Мокша, Макеш, Магощ. От последнего, по мнению исследователя славянского вопроса Г. Глинки, жившего в ХIХ веке, происходит слово могущь (могущество), которое связано с богатством, а поэтому Макошь он считает богиней скота. По представлениям же Б.Рыбакова и ряда других исследователей Макошь является богиней плодородия. В действительности же слово Макошь (ма - мать и кош - судьба), можно прочесть как мать судьбы. А кто или что, кроме Земли, может полностью определять нашу судьбу (жизнь)? От чего непосредственно зависит будущее человека? Разве не от Земли? К тому же египетская богиня нижнего мира называлась Ма. Поэтому именно Макошь - является олицетворением стихии земли. Конечно, она не только даёт плодородие. Благодаря этой стихии могут происходить и землетрясения, которые опять-таки ею же могут быть и остановлены. Как пишет Блаватская слово Маш-мак (созвучное с Макошью) по преданию у атлантов означало силу, которая в один миг могла стереть в порошок целые города и разрушить мир. Она ведает всеми богатствами Земли и может или допустить людей, или закрыть доступ к ним. Ряд исследователей связывают её с санскритскими корнями мук - освобождать, отпускать; мокша - освобождение, утекание, смерть; моки - ночь, освободительница. Но все эти трактовки вряд ли доказуемы, поскольку не Макошь про-
исходит от этих слов, а наоборот, эти слова произошли от имени этой богини и приобрели несколько иной смысловой оттенок.
В какой-то степени Хозяйка медной горы - персонаж сказов П.П. Бажова, действительно наблюдаемый в жизни, есть не кто иной, как Макошь. То, что древние боги были и остаются вполне реальными участниками нашей повседневной жизни, в свете последних открытий,