Санчес Виктор

Тольтеки нового тысячелетия

своём предназначении, но все еще боится начать -тогда олень появляется в его снах и говорит ему: Чего ты ждешь? Немедленно начинай лечить. И олень преследует его, мучая и надоедая, пока будущий целитель не начнет заниматься лечением. Если же целитель будет медлить, заболеет один из членов его семьи и тогда у него не останется выбора. Ему придется лечить своего родственника всеми доступными средствами - травами, пением псалмов, выводить болезнь любыми другими способами. Вот так он и начнет практику целителя. Когда заболеет еще один член семьи - ему опять придется лечить. И он сможет это сделать, потому что Тамацин дал ему именно этот Дар. Теперь он - целитель.

- А если он уже лечит членов своей семьи, то объявляет ли он остальным виррарика, что может лечить?

- Нет, он ничего никому не говорит, но соседи со временем узнают о его даре целителя, и когда кто-то заболевает, целителя находят и обращаются к нему за помощью. Так начинает расти его известность - тем быстрее, чем лучше он лечит.

Как можно понять, получаемое при обучении знание не является чисто человеческим знанием. Знание воинов-тольтеков не состояло и не состоит из слов, почерпнутых из книг или услышанных из уст учителя. Хотя слова неизбежно присутствуют между учеником и тем, кто подталкивает его к знанию, они играют второстепенную роль; обычно они полезны уже после того, как ученик лично приобщился к знанию.

Для приобщения к истинному знанию не требуется книг, учений, учителей или слов.

Единственный способ - жизнь, единственный учитель - Дух и его видимое лицо: природа.

Самообучение

В языке нахуатл12 не существует слова, передающего идею обучения в том виде, в каком она известна на Западе, - когда мы учимся у кого-то еще, у специального учителя. В этом языке слово, близкое по значению к русскому обучать, будет нимомаштик, в дословном переводе это означает обучать себя. Так и говорили мне мои первые учителя танцев виррарика - двое детей, которые подбадривали меня во время длительного ритуала криками: учи себя, учи себя!

Поэтому нам - тем, кто действительно готов принять на себя ответственность, без которой немыслимо продвижение по пути знания, - ясно, что учителя, книги или группы суть лишь помощники, способные в большей или меньшей степени помочь самообучению, в зависимости от обстоятельств. Они призваны направлять наши усилия на пути к знанию и Свободе, которых мы достигнем благодаря нашему собственному старанию и собственной воле, совершая свои собственные поступки и используя свою собственную энергию. Единственные учителя - всегда готовый помочь Дух и энергия, необходимая для начала движения по пути знания. Если все это имеется в наличии, то появится и помощь извне в той или иной форме. С другой стороны, если нам не хватает внутренней убежденности или необходимой энергии, то все великие учителя, все прочитанные книги, все пройденные курсы нам не помогут.

Метод учи себя, о котором знали наши предки, особенно оправдан в нашу эпоху. Время учителей прошло, и для каждого настало время осознать свою ответственность за все, что с ним происходит. Мудро ли будет отдать наше истинное наследие, которым мы располагаем - нашу единственную жизнь - в руки учителей, причем неважно - истинные они или нет? Если вспомнить, что мы можем общаться непосредственно с Духом, то зачем нам нужны посредники? Твое время пришло. Используй его! Действуй!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ОНИ ВСЕ ЕЩЕ С НАМИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

В ПОИСКАХ ТОЛЬТЕКОВ

Тольтеки среди индейцев Мексики

Я употребляю слово тольтек в том значении, в каком оно употреблялось ацтеками во время прихода испанцев, что случилось гораздо позже исчезновения исторических тольтеков. Ацтеки называли так человека знания, и, судя по рассказам, легендам, этнографическим и археологическим свидетельствам, образ жизни тольтека подразумевал их стремление постичь все, что касается знания и путей, ведущих к Духу. Поэтому мы называем тольтеками те этнические группы, которые либо испытывают заметное влияние исторических тольтеков, либо разделяют их активный интерес к знанию и его специфическим формам, даже если эти группы нельзя строго идентифицировать с тольтеками, опираясь на методы этнографии и истории.

Образ жизни тольтеков был присущ многим индейским народам доколумбовой эры. Мы можем обнаружить влияние тольтеков почти на все народы Центральной и Южной Америки.

Хотя такие трагические события, как захват и последующая колонизация Америки, в буквальном смысле стёрли с лица Земли целые индейские народы, некоторые из них все-таки уцелели, а с ними