намазать оле- ньей и птичьей кровью рты камней, Тохиля и Авилиша.
И как только кровь была выпита богами, камни начинали говорить, когда приближались владыки страха перед богом и устроители жертвоприношений, когда они приближались,
чтобы поднести свои воскурения. То же самое они делали и перед их, богов, символами, сожигая травы йиа и хо- лом-окош.
Символы1 каждого из божеств находились там, где они были помещены, на вершине горы.
Но они сами, Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам, не жили днем в своих домах, а бродили по горам и питались только лишь личинками слепней, личинками ос и личинками пчел, за которыми они охотились. Не было у них ни хорошей еды, ни хорошего питья. Не были известны доро- ги к их домам, и никто не знал, где находятся их жены.
1 Имеются в виду те оленьи шкуры, которые Балам-Кице и его братья должны были показывать при вопросе Где же Тохиль?.
ЧАСТЬ IV
Глава
1И вот уже основывались поселения, одно за другим, и различные ветви племен общались друг с другом; они хо- дили и путешествовали по дорогам, и их дороги были отчет- ливо видны.
Что же до Балама-Кице, Балама-Акаба, Махукутаха и Ики-Балама, то совершенно не было известно, где они на- ходятся. Но когда они видели племена, проходившие по доро- гам, они сразу же начинали кричать на вершинах гор. Они то завывали, подобно койоту, визжали, подобно горной кошке, то подражали рычанию пумы и ягуара. Вот что они делали.
И племена слышали это, проходя то туда, то оттуда, и гово- рили: Их вопли подобны воплям койота, горной кошки, пумы и ягуара. Они хотят появиться перед племенами, как будто бы они не люди, и делают они это только лишь для того, чтобы обмануть нас, людей. Их сердца втайне жаждут чего-то. Ко- нечно, они не пугают нас тем, что они делают. Они преследу- ют какую-то цель этим рычаньем пумы, этим криком ягуара, который они издают, когда видят одного или двух человек, идущих по дороге. Покончить с нами - вот что хотят они,
День за днем предводители народа киче возвращались к своим домам и своим женщинам, но они приносили толь- ко личинки шмелей, личинки ос и личинки пчел, чтобы от- дать их своим женам.
День за днем также они появлялись перед лицами Тохиля, Авилиша и Хакавица и говорили в своих сердцах: Вот здесь находятся Тохиль, Авилиш и Хакавиц. Мы можем принести
им только лишь кровь оленей и птиц; мы берем кровь только из наших ушей и наших локтей. Попросим же у Тохиля, Авилиша, Хакавица силы и мощи. Кто сможет проследить что-нибудь, когда начнут умирать племена, когда мы начнем убивать людей, одного за другим? - говорили они один другому, когда появ- лялись перед лицами Тохиля, Авилиша и Хакавица.
И затем они пронзали свои уши и свои локти перед боже- ствами; они собирали свою кровь, наполняли ею сосуд и прикладывали его к устам камней.
Но в действительности они были уже не камни; каждый из них выглядел подобно юноше, когда появлялся перед предводителями киче.
И вот владыки страха перед богом и устроители жертво- приношений радовались по причине жертвенной крови. И тогда им был дан знак: как они должны действовать.
Пусть иссякнут их жертв слезы! Ничего другого не ос- тается вам делать. Оттуда, из Тулана, пришло это1, когда вы взяли нас с собой! - так было сказано им.
И одновременно с этим была вручена им кожа, называе- мая Пасилисиб, вместе с кровью, которой они должны бы- ли себя окропить. Да, появившаяся кровь была подарком от Тохиля, Авилиша и Хакавица.
Глава 2
Вот как было это осуществлено и как Балам-Кице, Ба- лам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам начали похищать людей из племен вук-амак. Вот как они умерщвляли этих людей.
Эти слова божеств указывают в туманной форме на человеческие жерт- воприношения. По содержанию следующих глав Пополь-Вух можно пред- полагать, что до появления тольтекских предводителей человеческие жертво- приношения божествам в этой части Гватемалы не практиковались.
Они схватывали человека, когда он шел один, или двух, когда они шли вместе, и никогда не было известно, когда они похищены. И тогда предводители киче отправлялись и при- носили их в жертву перед Тохилем и Авилишем. После это- го они кропили на дороге кровью и разбрасывали головы убитых по отдельности на дороге. И люди из племен вук- амак говорили: Ягуар пожрал их! И они говорили так пото- му, что Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам оставляли следы, похожие на отпечатки лап ягуара, а сами они не показывались.
Уже много было людей, утащенных таким образом, но племена поняли все это только очень поздно. Как? Мо- жет