Стогов Илья

Священные письмена Майа

делает их гру- ди очень большими, почему в них и появляется много молока.

Они также опьянялись на пирах, но одни, ибо они едят отдельно, и не напивались так, как мужчины. Они хотят иметь много сыновей, те, у которых их не хватает; они про- сили их у своих идолов с дарами и молитвами; теперь они просят их у Бога.

Они благоразумны и разговорчивы с теми, кто их пони- мает, и удивительно щедры. Они плохо сохраняют тайну и не столь чисты сами и в своих делах, хотя купаются, как горностаи.

Они были очень набожны и религиозны и также очень по- читали своих идолов, возжигая им свои курения и принося им в дар одежду из хлопка, кушанья и напитки; их обязанностью было приготовлять жертвенные кушанья и напитки, которые индейцы приносили в жертву на праздниках, но при всем этом они не имели обычая проливать свою кровь в жертву де- монам и никогда не делали этого. Им также не позволяли приходить в храмы при жертвоприношениях, кроме опреде-

ленного праздника, когда допускали некоторых старух для справления его. Во время родов они обращались к колдуньям, которые их заставляли верить в свои обманы и клали им под кровать идола одного демона, называемого Иш Чель; они го- ворили, что это богиня деторождения.

Новорожденных детей тотчас обмывают;- когда их нако- нец освобождали от пытки сдавливания лба и головы, шли с ними к жрецу, чтобы он посмотрел их судьбу, указал буду- щее занятие и дал имя, которое они должны были носить во время своего детства. Ибо они привыкли называть своих де- тей разными именами, пока они не крестились и не стали большими, затем они оставляли эти имена и начинали назы- вать их именем отцов, пока они не вступали в брак, и после этого они назывались именем отца и матери.

ПОХОРОНЫ

Эти люди крайне боялись смерти, и это они обнаруживали во всех служениях, которые они совершали своим богам и ко- торые были не для другой цели и не ради другого дела, а толь- ко чтобы они даровали им здоровье, жизнь и пищу. Но когда приходила смерть, нужно было видеть сожаление и плач их по своим покойным и общую печаль, которую это им причиняло. Они оплакивали их днем в молчании, а ночью с громкими и очень горестными криками, и печально было слышать их. Они ходили удивительно грустными много дней; соблюдали воздержание и посты по покойному, особенно муж или жена, и говорили, что его унес дьявол, ибо они думали, что от него приходит к ним все дурное и особенно смерть.

Умерших они завертывали в саван, набивая им рот размо- лотой кукурузой, которая служит им пищей и питьем и ко- торую они называют койем, и с ней несколько камешков,

из тех, что они употребляют как монеты, чтобы в другой жизни у них не было недостатка в пище.

Они погребали умерших внутри своих домов или позади них, помещая им в могилу несколько своих идолов; если это был жрец, то несколько книг, если колдун, то его колдовские камни и снаряжение. Обычно они покидали дом и оставляли его необитаемым после погребения. Иначе было, когда в нем жило много людей, в чьем обществе они отчасти теряли страх, который вызывал у них мертвец.

Что до сеньоров и людей очень значительных, они сжи- гали их тела, клали пепел в большие сосуды и строили над ними храмы, как показывают сделанные в древности, кото- рые встречались в Исамале. В настоящее время бывает, что пепел кладут в статуи, сделанные полыми, из глины, если умершие были великими сеньорами.

Остальные знатные люди делали для своих отцов деревян- ные статуи, у которых оставляли отверстие в затылке; они сжигали какую-нибудь часть тела, клали туда пепел и закры- вали его; затем они сдирали у умерших кожу с затылка и при- крепляли ее там, погребая остальное по обычаю. Они сохраня- ли эти статуи с большим почитанием между своими идолами.

У сеньоров древнего рода Коком они отрубали головы, когда они умирали, и, сварив их, очищали от мяса; затем от- пиливали заднюю половину темени, оставляя переднюю с челюстями и зубами. У этих половин черепов заменяли не- достающее мясо особой смолой и делали их очень похожими на таких, какими они были при жизни. Они держали их вме- сте со статуями с пеплом и все это хранили в молельнях сво- их домов, со своими идолами, с очень большим почитанием и благоговением. Во все дни их праздников и увеселений они им делали приношения из своих кушаний, чтобы они не ис- пытывали недостатка в них в другой жизни, где, как они ду- мали, покоились их души, и пользовались их дарами.

Этот народ всегда верил в бессмертие души более, чем мно- гие другие народы, хотя не имел такой культуры. Ибо они ве- рили, что была