долину Мехико.
Постепенно ацтеки расширяли границы своей империи. Большая часть дани поступала в их столицу, два других города - члена союза год от года теряли свое значение.
Накануне появления в Мексике испанцев культура ацтеков пере- живала расцвет. Ацтеки интересовались своим прошлым и гордились им. Индейский историк Альварадо Тесосомок писал в своей Мекси- канской хронике:
И вот так они (предки) решили сообщить это,
И вот так они решили запечатлеть это в своем рассказе,
И для нас они рисовали это в своих рукописях,
Мужчины древности, женщины древности.
Они были нашими дедами, нашими бабками.
Нашими прадедами, нашими прабабками.
Нашими прапрадедами, нашими предками.
Их сообщения повторялись снова и снова.
Они оставили их для нас.
Они завещали их навсегда
Нам, живущим теперь,
Нам, которые произойдут от них.
Никогда не будет потеряно,
Никогда не будет забыто
То, что они совершили,
То, что они решили запечатлеть в своих картинах:
Их славу, их историю, их память.
И вот в будущем
Это никогда не погибнет.
Никогда не будет забыто!
Мы всегда будем хранить это как сокровенное.
Мы, их дети, их внуки,
Их братья, их правнуки.
Их праправнуки, их потомки.
Те, кто унаследовал их кровь и их цвет кожи.
Мы будем рассказывать это.
Мы передадим все это тем, кто еще не живет.
Тем, кто еще только должен родиться -
Детям мексиканцев, детям теночков.
Ацтеки высоко ценили поэзию. В одной из дошедших до нас поэм описывается разговор мудрецов, за чашкой взбитого шоколада и ку- рением табака обсуждающих значение искусства. Один из участни- ков дискуссии сравнивает поэзию с галлюциногенными грибами. Тот, кто пьет на пиру настой таких грибов, видит многоцветный мир, бо- лее реальный, чем действительная жизнь.
При дворе императоров имелась должность тлапискацицин - хранитель, задачей которого было тщательное обучение писцов имеющимся песням и проверка их новых сочинений. Во дворцах зна- ти возводились специальные залы куикалли, где происходили со- стязания в песнях. Известен случай, когда приговоренный к смерти зять одного из владык заслужил прощение песней, сочиненной в мо- мент совершения казни.
Основными темами индейской поэзии были дружба и удовольст- вие от беседы между друзьями, размышления о краткости жизни и тайне смерти, военные подвиги и любовь к семье. Встречаются и чи- сто эротические произведения. Впрочем, ацтекские представления о непристойности сильно отличались от современных.
Одним из наиболее известных индейских поэтов и философов был правитель города Тескоко Несауалкойотль (1402-1472). Он был храбрым воином, удачливым полководцем, тонким дипломатом, та- лантливым инженером: по его плану была выстроена плотина, защи- щавшая Теночтитлан от опустошительных наводнений. Несауалкой- отль попытался отказаться от человеческих жертвоприношений и ввести возвышенную религию Творца мира Ипальнемоани. В одной из своих поэм он писал:
Я, Несауалкойотль, спрашиваю:
Разве не так мы живем на земле?
Не вечны мы на земле и все не вечно]
Вот нефрит, но и он разламывается,
И золото разрушается,
И перья кецаля рвутся!
Не вечны мы на земле, и все не вечно!
Постоянно лишь цветущее дерево дружбы...
Наибольших размеров империя достигла в правление Ауисотля (1486-1502). Его войска совершали походы от Атлантики до Тихого океана. В своей столице Ауисотль выстроил гигантское святилище кро- вожадному богу Уицилопочтли. При освящении нового храма было заре- зано 80 000 пленных. До сих пор, говоря о чьей-либо жестокости, мек- сиканцы восклицают jQue ahuizote! (Свирепый, как Ауисотль!).
Преемником Ауисотля стал император Монтекусома Шокой- цин - Монтесума II испанских хроник. Сам ли он умер в плену у Кортеса или был убит, историкам неизвестно.
Последний ацтекский властелин был пленен 13 августа 1521 года. Не- известный индейский поэт так описывал осаду Тёночтитлана испанцами:
Все это произошло с нами,
Мы видели это,
Мы это почувствовали!
Мы встретились с этой
Печальной и горькой судьбой!
Лежат на дорогах сломанные дротики,
Растрепаны наши волосы,
Дома наши лишились крыш,
И красны от крови их стены!
По улииам и площадям Тёночтитлана
Ползают омерзительные черви,
А на стенах его разбрызганы мозги.
Воды красны, словно окрашены,
А когда мы пьем эту воду,
Мы чувствуем соленый вкус крови...
После ацтеков настала очередь индейцев майя. Соратник Кортеса Педро Альварадо завоевал Гватемалу, Сальвадор и Гондурас. Боль- шую часть Гватемалы занимало тогда государство индейцев-киче.